Четверг, 25.05.2017, 04:20
Приветствую Вас, Гость
Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

Здравствуйте, Ольга! Спасибо за вопрос!
Подготовка к школе у вас идет уже давно! Подготовка к школе это не только умение читать, считать, знать дни недели, дату своего рождения и место жительства... особенно у незрячих детей! Попробуйте ответить на предложенные ниже вопросы и вы поймете готовы ли вы к школе! все вопросы относятся к умению вашего ребенка ( вы то это точно можете!)
- посещаете детский сад?
- самостоятельно кушаете ложкой, вилкой?
- можете налить стакан воды из чайника, пластмассовой бутылки?
- самостоятельно одеваетесь: шапку, куртку, обувь, застегиваете замок-молнию, пуговицы, завязываете шнурки и т.д.?
- знаете и учите стихотворения наизусть?
- умеете ходить по лестнице вверх и вниз без помощи?
- любите  и можете лепить? собирать конструктор? умеете рвать, комкать  бумагу?
- сможете отделить гречку от гороха? горох от фасоли? и т.д.
- различаете на слух различные звуки окружающего мира и можете сказать что звучит?
- понимаете смысл вопроса и можете на них отвечать?
- можете передвигаться с тростью?
- умеете выполнять элементарные физические упражнения: руки вперед, вверх, в стороны, присесть, наклоны влево-вправо и т.д.?

Да, вопросов много и как видите не по знанию программного материала!

Подробнее можно будет узнать на специальной страничке "Скоро в школу". Спасибо за идею!



Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая
из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в
высоту и из двух точек в ширину. Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек
в различные положения внутри ячейки.
Подробнее на странице сайта "Изучающим Брайль"
   

Здравствуйте Ирина! Вы не указали в каком классе, поэтому поясню для учащихся начальных классов:
1 часть - общеобразовательные предметы (русский язык, литература, математика, окружающий мир, трудовое обучение, ИЗО, музыка, физкультура)
2 часть - коррекционные (индивидуальные, групповые занятия):
- ЛФК (лечебная физкультура)
- ритмика
- развитие осязания и мелкой моторики
- охрана и развитие зрения и зрительного восприятия ( для незрячих с остаточным зрением)
- развитие мимики и пантомимики
- предметно-практическая деятельность
- социально-бытовая ориентировка.
Так же в нашей школе для незрячих детей введен курс "Изучение РТШ"
Подробнее об этих предметах вы можете узнать на сайте нашей школы (адрес в форуме)

Здравствуйте Ирина!
Вы не написали к какой категории детей относится ваш ребенок: незрячий или слабовидящий? Вариантов два:
Незрячие дети обучаются по системе Брайля - рельефно-точечный шрифт. Для  этого используются специальные приборы: специальная брайлевская бумага, тетради,
письменный прибор -решетка (18-строчная) (лучше брать сразу 3 шт),
грифель (разные модификации, нужно штук 10, часто теряются!)
брайлевская линейка, транспортир ( на запас по 2 шт)
прибор для рельефного рисования "Школьник"( прибор один, а пленки с запасом)
Так же используются: азбука-колодка "Грибочки", прибор прямого чтения и письма, кубик-шеститочие.
Из технических средств Вам понадобятся тифломагнитофон (для прослушивания "Говорящих книг"), тифло флеш-плеер. Существует еще много приспособлений с которыми вы можете ознакомиться на сайтах предприятий их выпускающих.
 Купить данные принадлежности можно через Кемеровскую специальную библиотеку для незрячих  (ул.Мичурина, 130), общественную организацию ВОС,  а так же через специализированные интернет-магазины, или напрямую в магазинах г.Москва.
Адреса интернет-магазинов есть в "Каталоге сайтов".
Для слабовидящих детей, как основное,  необходимо купить тетради в крупную клетку, в линейку с четкой разлиновкой, если показано, то приобрести лупы (их существует много видов). Подробнее вам расскажут  при встрече педагоги.

Здравствуйте, Светлана Петровна! Чтобы дать точный ответ на ваш вопрос необходимо знать ваши зрительные показания: основной диагноз, остроту зрения, прогноз на будущее. Детям с низким остаточным зрением очень трудно получить цензовое образование опираясь только на зрение, т.к. очень велика нагрузка на глаза. Обучение по Брайлю рекомендуется по нескольким причинам:
1. Снижение зрительной нагрузки на имеющееся остаточное зрение, с целю его дальнейшего сохранения.
2. При наличии прогрессирующих заболеваний. Очень много случаев, когда ребенок при обучении в школе видел, а впоследствии зрение терялось. Взрослому человеку сложнее освоить Брайль, из-за низкой чувствительности пальцев рук. Да и мешает внутренний комплекс.
3. Знание Брайля дает определенную свободу, снижает зависимость от окружающих. легче организовать быт, профессиональную деятельность. 
4. У детей с низким остатком зрения снижена граммотность, слабая успеваемость: не видя четко букв они читают по догадке, допускают больше ошибок при письме, пишут не разборчиво. При письме по Брайлю прописывается каждая буква в отдельной клеточке, что способствует повышению грамотности человека.
5. Не зная Брайля  трудно взрослому человеку на работе. Большой объем информации необходимо записывать и вдальнейшем воспроизволить. Многие незрячие работают с ассистентами, а это дополнительные ограничения в свободе и самостоятельности.
Обучение по Брайлю организуется для слепых детей:
- тотально слепые,
- слепые с остаточным зрением:
слепые со светоощущением,
слепые с тысячными долями (движение руки перед лицом),
-слепые с форменным, предметным остаточным зрением (острота 0,01 - 0,04).
Для  слабовидящих детей с более высокой остротой зрения (0,05 - 0,4), имеющих прогрессирующие заболевания. 

Здравствуйте Ольга! Иногда у слепых и некоторых слабовидящих детей  вырабатываются навязчивые движения: ребенок может покачиваться, тереть глаза и др. Можно, конечно, было бы приписать эти движения последствиям инвалидности. Но на самом деле, у многих самых нормальных людей бывают вредные привычки. Разница лишь в том, что зрячие люди могут увидеть, как это смотрится со стороны, и решить, стоит ли продолжать выполнять эти действия. Слепые дети часто продолжают повторять эти действия только потому, что не знают, как они при этом смотрятся.

Существуют различные психологические теории, объясняющие, почему у слепых детей навязчивые движения развиваются так сильно. Некоторые исследователи говорят, что это связано с тем, что незрячие дети недостаточно активны, другие считают, что причина в недостаточной кинестетической и вестибулярной стимуляции. Третьи считают, что незрячие дети трут глаза для того, чтобы вызвать эффект "вспышек света”. Движения часто активизируются в состоянии стресса, например, когда ребенку приходится делать что-то совершенно для него незнакомое, или когда он испуган.

Конечно, неплохо иметь в виду все эти теории, но на самом деле важно то, что ребенок делает навязчивые движения, а не причина его действий. От вредных привычек нужно избавляться. Как?

  • Необходимо объяснить ребенку, как его действия смотрятся со стороны, что они могут принести вред его здоровью ( травмы, грязные руки и др.)
  • Нужно регулярно напоминать ему о том, чтобы он контролировал свое поведение.
  • А еще лучше, при повторении навязчивого движения, отвлекать ребенка, приглашая заняться чем-нибудь интересным, например, поиграть.
  • Помните, недостаточно один раз сказать: "Не делай этого!” Для того, чтобы избавиться от вредной привычки потребуется время и терпение.
  • Контроль должен идти от всех членов семьи с соблюдением единых требований к ребенку.

Здравствуйте, Анна! Если у вас незрячий ребенок, то ваш вопрос правильный. Действительно название буквы и цифры должно соотноситься с ее написанием. Для этого магазинные игрушки можно немного подкорректировать: сверху приклеивается рельефное точечное обозначение буквы и цифры по Брайлю. Тогда ребенок осязательно запоминает точечный образ буквы и это поможет ему в изучении брайля. Если у вас ребенок слабовидящий и может видеть буквы, цифры, картинки с предметами -  то этого делать не стоит, т.к. он все равно должен знать плоский шрифт, и вы можете спокойно использовать готовые игрушки. Надеюсь мой ответ вам  поможет,  если нужна помощь как переделать  игру, то мне необходимо знать какая у вас игрушка, лучше фото. Наталья.(вопрос получен через обратную связь)

Зависимость этих процессов от личности ослепшего отчетливо проявляется в выделенных B.C. Сверловым четырех типах поведения непосредственно после утраты зрения (речь идет о периоде осознания дефекта детьми школьного возраста):

1. Безразлично вялый. Представители зтою типа поведения длительное время находится в депрессивном состоянии и ничего не предпринимают для восстановлении своего положения в обществе.

2. Рассудительно волевой. Представители этого типа поведения направляют усилия на преодоление последствий дефекта.

3. Контрастный. Представители этого типа поведения впадают в состояние глубокой депрессии, а затем мобилизуют свои силы на преодоление последствий дефекта.

4. Неустойчивый. У представшелей этого типа поведения наблюдаются регулярные переходы от депрессии к оптимистическому настроению.

При утрате зрения в зрелом возрасте реакции ослепших существенно варьируют по силе и характеру реагирования, степени адекватности оценки влияния дефекта на жизнь инвалида и т.д. И.П. Дрызго выделяет четыре типа реагирования на зрительный дефект:

1. Наличие адекватной реакции и поведения при кратковременных снижениях настроения;

2. Проявления кратковременных невротических реакции в виде эмоциональной дезорганизованпости, астении, гипертрофированного представления о своем дефекте;

3. Наличие длительной невротической реакции, снижение психической активности ипохондрия на почве гипертрофированного представления о дефекте;

4. Отчетливая представленность патохарактерологических черт, повышенная аффективная возбудимость, завышенная самооценка, отчетливо выраженный эгоцентризм.

Возникающие у ослепших состояния депрессии, фрустрации, дистрессы, нервно-психические отклонения, проявления патохарактерологических черт исчезают в ходе реабилитационной работы (психологическая, психотерапевтическая помошь) по мере того, как они осознают, что могут трудиться, обслуживать себя в быту, т.е. восстановить хотя бы частично свое социальное положение.

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие

Добавил: Римма

Здравствуйте, Юлия! Вам может помочь следующая литература:

- "Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов": учебно-метод. пособие/Т.Б.Тимофеева и др.. - Ростовн/Д : Феникс, 2010. - 317 с. : ил. - (Библиотека учителя). (теоретические материалы, очень интересные)

-Нарушения зрения у дошкольников : развитие пространственной ориентировки / Т.И.Нагаева. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 92, с. ил. - (Сердце отдаю детям). (тематическое планирование и развивающие занятия старших дошкольников)

- Ориентировка в пространстве: практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения / М.П. Мухаев и др. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 92 с.: ил. - (библиотека учителя). (Программа и материал к урокам для учащихся 5,6,7 классов, можно что-то взять и для более "мелких" детей!)

- Сверлов В.С.     Методика обучения слепых ориентировке в большом пространстве.(читать) размещена в разделе "Литература для специалистов"

А так же поищите материалы в интернете... (отсканирую литературу  тогда размещу ссылки на содержание!)
Добавил: Юлия

Здравствуйте Наталья! Письмо по Брайлю осуществляется справа-налево и нумерация точек считается так же справа: при письме первая точка будет вверху справа, а четвертая точка вверху слева. Получается что в зеркальном, но числовой код буквы остается неизменным!
Добавил: натали

Здравствуйте! Конечно этого допускать нельзя! Представьте себе взрослого человека кушающего руками, а в школе -  как? Судя по вопросу вы не посещаете детский сад, тогда вам придется взять все в свои руки! И поверьте, у вас обязательно все получится! для начала возьмите ложку как игрушку: пересыпайте крупы из одной посуды в другую, наполняйте стаканы, переливайте воду. Отработайте как правильно ее нужно держать! научитесь зачерпывать "пищу". а потом приступайте к еде!
А можно и сразу приступать к еде! ты стал взрослым и теперь будешь кушать только ложкой! помогите ребенку ее правильно взять, зачерпнуть и принести еду в рот. Только терпение и запрет КАТЕГОРИЧЕСКИЙ!!! кушать еду руками поможет вам! Вы готовы несколько раз оставить ребенка только на молоке или компоте??? Но учтите  по этому пути должна пойти вся семья и папа, и бабушки с дедушками, сестры и братья ( в зависимости от того с кем вы живете).
Предлагаю вам спросить опыта обучению детей  еде на сайте для родителей незрячих детей в соц.сети "Одноклассники" есть группа "Детство на кончиках пальцев" много интересного и полезного материала.
прочитайте книгу "Учимся кушать" ссылка http://lol.in.ua/PDF/Let%27s%20Eat.pdf 
Добавил: натали

Здравствуйте, Наталья!
Осязание и моторика это два термина, которые употребляются в тифлопедагогике.
Осязательное восприятие (осязание) -  это способность кожного и двигательного анализатора отражать пространственные и физические свойства предметов. В осязательном восприятии участвуют различные виды чувствительности:
- тактильная (различение видов поверхности: ткань, вата, бумага, дерево, стекло и т.д.)
- болевая,
- температурная ( тепло, холодно, горячо)
- мышечно-суставная.


Моторика - движения пальцев и кистей рук. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи. Развитие точности движений рук, ловкости пальцев, силы кисти - качества необходимые для успешного обучения письму.