Вторник, 27.06.2017, 06:44
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 69. Добукварный период обучения грамоте в школе III
69. Добукварный период обучения грамоте в школе III
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:21 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
В методике процесс обучения грамоте традиционно де¬лится на три периода: добукварный (доазбучный), буквар¬ный (азбучный) и послебукварный (послеазбучный). Каждый из периодов обучения грамоте незрячих школь¬ников направлен на формирование определенных умений и (имеет специфическое содержание.
Так, в ходе добукварного периода основное внимание уделяется работе по таким направлениям:
1) развитие осязательного восприятия;
2) развитие слухового восприятия;
3) охрана и развитие остаточного зрения;
4) развитие ориентировки в малом пространстве;
5) подготовка руки к письму и чтению рельефно-точеч¬ного шрифта;
6) развитие речи незрячих школьников.
В ходе работы по развитию осязательного восприятия у слепых учащихся формируются следующие умения:
— умение обследовать предмет двумя руками (при веду¬щей роли правой руки) на рабочей поверхности стола;
— умение последовательно (сверху вниз) и активно об¬следовать предмет;
— умение использовать все способы осязательного вос¬приятия: пальцевый, ладонный, кистевой;
- умение различать признаки предметов по фактуру (гладкость, шероховатость), температурным качествам и др.
— умение определить материал из которого сделан предмет.
В ходе работы по развитию слухового восприятия у не зрячих школьников формируются следующие умения:
— выделять звуки из окружающей действительности;
— различать звуки из окружающей действительности;
— соотносить звук с источником звука;
— локализовать звук (по направлению, по расстоянии до источника звука, по силе звука).
В ходе работы по охране и развитию остаточного зрения у учащихся формируются такие умения, как:
— различать и узнавать по цвету, форме, величине предметы – натуральные, муляжи, игрушки – и предметы , изображенные на цветных рельефных рисунках, аппликациях крупных, четких, не перегруженных мелкими деталями иллюстрациях;
—соотносить по цвету, форме, величине указанные предметы и изображения предметов;
— оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) в самостоятельной деятельности.
В ходе развития ориентировки в малом пространств у учащихся формируются умения:
— ориентироваться на рабочей поверхности стола;
— ориентироваться на странице; . — ориентироваться в книге;
— ориентироваться в кассе и работать с ней;
— ориентироваться в брайлевском приборе и работать с ним.
В ходе подготовки руки к письму и чтению рельефно точечного шрифта внимание учителя должно быть направлено:
— на развитие кожной чувствительности пальцев рук;
— на умение воспринимать и различать рельефные точки
— на развитие мелкой моторики рук;
— на умение работать грифелем.
В ходе развития речи у незрячих учащихся формиру¬ется следующие умения:
— принимать участие в беседе (по жизненным впечат¬лениям, по содержанию рассказа или сказки);
— пересказывать прослушанное по вопросам учителя;
— сопоставлять предметы по их признакам;
— группировать предметы (исключать лишний предмет);
— классифицировать предметы по их видовым поня¬тиям;
— классифицировать названия предметов;
— подбирать слова, характеризующие действия и при¬знаки предметов;

— выделять из устной речи предложения в 2—3 слова;
— определять количество слов в предложении;
— составлять короткие предложения по опорным словам;
— делить (устно) слова на части (слоги);
— выделять гласные и согласные звуки;
— осуществлять звуковой анализ слов;
— осуществлять правильную артикуляцию звуков;
— выделять гласные в слоге;
— читать рельефные рисунки;
— коллективно составлять рассказ по сюжету;
— разучивать стихотворение с голоса учителя;
— соотносить слова и образы;
— пополнять словарный запас. В добукварный период учитель использует на уроках
чтения и письма натуральные предметы, чучела, изделия из папье-маше, муляжи, аппликации, рельефные рисун¬ки, разнообразный занимательный материал: загадки, игры «Доскажи словечко», «Узнай по описанию (по голо¬су, по запаху)» и т. д.
Широко применяются звукозаписи сказок, стихов, пе¬сен, звуков, голосов животных, шумов улицы.
Задания на уроках в этот период могут давать Незнай¬ка, Буратино, Карлсон и другие герои детских книг. Они присутствуют на уроке в виде игрушек, аппликаций.
На уроках добукварного периода в школе для слепы широко используется инсценирование сказок, стихов, диалоги в лицах.
На каждом уроке необходимо проводить две-три физкультминутки со стихами, музыкой, движениями, а на уроке письма обязательно проводить физкультминутки для рук.
 
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 69. Добукварный период обучения грамоте в школе III
Страница 1 из 11
Поиск: