Вторник, 27.06.2017, 06:43
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 68. Современные подходы к организации и содержанию процесса (обучения грамоте в школе III вида.)
68. Современные подходы к организации и содержанию процесса
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:23 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
В методике процесс обучения грамоте делится на 3 периода: добукварный, букварный, послебукварный. Каждый период направлен на формирование определенных умений и имеет специфическое содержание.
Добукварный период.
В работе по развитию зрительного восприятия у слепых формируются умения:
- обследовать предмет двумя руками на рабочей поверхности стола;
- последовательно и активно обследовать предмет;
- использовать все способы осязательного восприятия: пальцевый, ладонный, кистевой;
- различать признаки предметов по фактуре, температурным качествам;
- определить материал, из которого сделан предмет.

В работе по развитию слухового восприятия у слепых формируются умения:
- выделять звуки из окружающей действительности;
- различать звуки из окружающей действительности;
- соотносить звук с его источником;
- локализовать звук (по направлению, по расстоянию до источника, по силе).

В работе по охране и развитию остаточного зрения формируются умения:
- различать и узнавать по цвету, форме, величине предметы – натуральные, муляжи, игрушки, а также предметы изображенные на цветных рельефных римсунках, аппликациях, крупных, четких, не перегруженных мелкими деталями иллюстрациях;
- соотносить по цвету, форме, величине указанные предметы и изображения предметов;
- оперировать сенсорными эталонами в самостоятельной деятельности.

В ходе развития ориентировки в малом пространстве формируются умения:
- ориентироваться на рабочей поверхности стола;
- ориентироваться на странице;
- ориентироваться в книге;
- ориентироваться в кассе и работать с ней;
- ориентироваться в брайлевском приборе и работать с ним.

В ходе подготовки руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта внимание направлено на:
- развитие кожной чувствительности пальцев рук;
- умение воспринимать и различать рельефные точки;
- развитие мелкой моторики рук;
- умение работать грифелем.

В ходе развития речи у незрячих формируются умения:
- принимать участие в беседе;
- пересказывать прослушанное по вопросам учителя;
- сопоставлять предметы по их признакам;
- группировать предметы;
- классифицировать предметы по их видовым понятиям;
- классифицировать названия предметов;
- подбирать слова, характеризующие действия и признаки предметов;
- выделять из устной речи предложения в 2-3 слова;
- определять количество слов в предложении;
- составлять короткие предложения по опорным словам;
- делить слова на слоги;
- выделять гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой анализ слов;
- осуществлять правильную артикуляцию;
- выделять гласные в слоге;
- читать рельефные рисунки4
- коллективно составлять рассказ по сюжету;
- разучивать стихи с голоса учителя;
- соотносить слова и образы;
- пополнять словарный запас.

В добукварный период на уроках чтения и письма используются натуральные предметы, чучела, муляжи, аппликации, рельефно-точечные рисунки, различный занимательный материал: загадки, игры «доскажи словечко», «узнай по описанию». Широко применяются звукозаписи сказок, стихов, песен, голосов животных, шумов улицы. На каждом уроке проводятся 2-3 физкультминутки со стихами, музыкой, движениями, на письме обязательно проводится зарядка для рук.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:23 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Букварный период.

Работа по перечисленным направлениям идет параллельно с формированием умений:
- обозначать звуки речи рельефно-точечными буквами;
- находить место группы в кассе;
- различать звуки на слух;
- устанавливать последовательность звуков в словах;
- правильно артикулировать звуки;
- читать прямые слоги и постепенно усложняющиеся слова;
- выкладывать на линейке слова:
а) включающие открытые и закрытые слоги;
б) включающие как твердые, так и мягкие согласные;
в) содержащие стечение согласных всех видов, твердый и мягкий знаки.
- преобразовывать одно слово в другое, путем замены, вставки, добавления и усечения букв и слогов в слове;
- читать предложения и небольшие тексты;
- писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, чу, ща, щу.

Послебукварный период.

К перечисленному добавляется работа по формированию умений:
- читать по слогам и целыми слова;
- читать связные тексты;
- дифференцировать связный текст от набора предложений;
- подбирать заглавия к тексту;
- давать ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
- находить в тексте предложения для ответа на вопросы;
- оценить прочитанное;
- читать диалоги;
- соблюдать паузы, интонации, соответствующие знакам препинания;
- выразительно читать наизусть стихи;
- пересказывать прочитанное;
- правильно использовать особенности устной речи;
- заучивать наизусть небольшой текст;
- правильно писать слова, написание которых не расходится с произношением;
- записывать с помощью и самостоятельно слова и предложения после предварительного их анализа.
В ходе обучения грамоте широко используются общедидактические методы и приемы, но также необходимо использовать ряд специфических методических приемов в процессе обучения слепых грамоте.

При выделении звука и знакомстве с ним большое внимание уделяется артикуляции, из-за трудностей связанных с невозможностью подражания. Незрячим подробно рассказывается о органах речи участвующих в произношении данного звука. Организовывается работа по наблюдению детей за артикуляцией звука, при ее проведении используются приемы:
-поднесение ладони правой руки ко рту для определения как выходит воздух;
- подставление тыльной стороны ладони пол подбородок (определение слогов, своеобразие артикуляции звуков);
- прижатие ладони правой руки к горлу для определения звонкости, глухости;
- закрытие ладонями ушей и громкое произнесение звука (звонкий - слышен голос, глухой – шум).

Если на уроке возникают затруднения в восприятии рельефного рисунка необходимо помочь детям с помощью наводящих вопросов или прямого называния изображения.

В процессе знакомства с буквами целесообразно широко использовать хоровое чтение слогов, слов, предложений и индивидуальное проговаривание.
Выполнение письменных работ начинают с письма на отдельных листах, постепенно переходя к письму в тетрадях. Для лучшей ориентировке на листе сверху или снизу вырезается уголок.

Особое внимание уделяется формированию списывания, для этого используются приемы:
а) при работе с буквами целесообразно прочитать их и записать по памяти.
б) при работе со слогами проводится чтение и осуществляется звукобуквенный анализ слов, после письмо по памяти.
в) при работе со словами проводится их чтение, деление на слоги, осуществляется звукобуквенный анализ, затем письмо по памяти.
г) при работе с предложениями проводится чтение каждого предложения, осуществляется его анализ. Затем прочитывается еще раз и записывается по памяти.
 
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 68. Современные подходы к организации и содержанию процесса (обучения грамоте в школе III вида.)
Страница 1 из 11
Поиск: