Пятница, 15.12.2017, 03:37
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 67. Психофизиологические основы протекания процесса письма (в условиях зрительной депривации.)
67. Психофизиологические основы протекания процесса письма
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:27 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Процесс письма, представляющий собой сложную форму речевой деятельности и имеющий многоуровневую структу ру, в условиях замены зрительного типа восприятия на ося зательный осуществляется за счет работы речеслухового, речедвигательного, тактильного, общедвигательного ана лизаторов.
В процессе письма осуществляется не только тесное вза имодействие между всеми анализаторами, но и их взаимо обусловленность. Принципиально важным является осо знание тесной взаимосвязи процесса письма и процесса устной речи. Связь этих двух процессов настолько сильна, что овладение письмом возможно только на основе доста точно высокого уровня развития устной речи. Вместе с тем уровень развития письма у детей независимо от состояния их зрительных функций определяется уровнем сформиро ванности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированностью лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную является возникновение автоматизированных движений руки, чему предшествует большое количество различных операций, осуществляющихся в ход овладения процессом письма в развернутом виде. При овладении письмом незрячими школьниками многочисленные операции можно представить в виде следующей цепочки действий: побуждение, мотив, задача, составление устного плана письменного высказывания, соотнесение написанного с замыслом, деление предложений на слова анализ звуковой структуры слова, соотнесение выделен ной из слова фонемы с ее тактильным образом, воспроиз ведение с помощью движений руки тактильного образа буквы, кинестетический контроль.
Одна из самых распространенных трудностей, возникаю щих у слепых учащихся в ходе овладения процессом пись ма, связана с анализом звуковой структуры слова, т. е. с не обходимостью определения звуковой структуры слова, определения последовательности и места каждого звука. Недостаточная скоординированность действий речеслухового и речедвигательного анализаторов, низкий уровень развития фонематического слуха, замедленность анализа, характерные для большинства незрячих первоклассников, значительно затрудняют звуковой анализ слова, что, в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:27 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Для слепых первоклассников значительные затрудне ния вызывает процесс соотнесения выделенной из слова фонемы с определенным тактильным образом буквы, кото рую необходимо отдифференцировать от всех других. Низ кий уровень сформированности тактильного анализа и син теза, пространственных представлений, кожно-тактильной чувствительности, характерный подавляющему большин ству незрячих школьников, обусловливает возникновение особых трудностей в процессе дифференциации сходных букв и букв, отличающихся друг от друга одной точкой.
Определенную трудность для детей, лишенных зрительного восприятия, представляет и реализация моторной операции процесса письма, т. е. воспроизведение с помо щью грифеля тактильного образа буквы. Одновременно с движением руки происходит кинестетический контроль. Процесс письма незрячего ребенка осуществляется только [ишь под кинестетическим контролем, в то время как у нормально видящих данный процесс протекает под двойным контролем кинестетическим и зрительным. Использование в процессе чтения слепым осязательного контроля значительно затруднено в силу того, что незрячему школь нику, для того чтобы проверить написанное, необходимо перевернуть лист и тактильно найти то, что он написал.
Определенной проблемой для слепого школьника явля ется зеркальность письма по отношению к чтению, кото рая обусловливает большое количество инверсий и смеше ний букв. Кроме того, в процессе письма у незрячих детей наблюдаются смешения букв из-за пропусков (перекалы вания) точек, из-за их неправильного расположения. Ошибки возникают и тогда, когда ученик правильно вос производит количество точек и их позицию (в правом или левом ряду), но не оставляет интервала между ними.
Кроме наличия у незрячих школьников затруднений в овладении процессом письма, обусловленных своеобразием их познавательной деятельности, достаточно часто встреча ются нарушения письма в виде различного вида дисграфий, вызванных недоразвитием или распадом высших психичес ких функций. При наличии у учащихся с нарушениями зрения стойких нарушений письма в виде различного вида дисграфий, т. е. частичного специфического нарушения процесса письма, необходимо проведение комплексной коррекционно-развивающей работы с привлечением спе циалиста по работе с детьми с нарушениями речи.
Таким образом, глубокие нарушения зрения, обуслов ливающие замену зрительного типа восприятия на осязательный и приводящие, в свою очередь, к возникновению своеобразия протекания процессов чтения и письма, настоятельно требуют использования методической системы, учитывающей не только современные подходы к процессу обучения грамоте, но и особенности познавательной и учебной деятельности слепых школьников.
 
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 67. Психофизиологические основы протекания процесса письма (в условиях зрительной депривации.)
Страница 1 из 11
Поиск: