Вторник, 27.06.2017, 06:44
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 66. Своеобразие протекания процессов чтения и письма (в условиях зрительной депривации.)
66. Своеобразие протекания процессов чтения и письма
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:36 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Когда речь идет о процессе чтения, проходящего в условиях слепоты, благодаря действию механизма компенсации прежде всего происходит замена зрительного типа восприятия на осязательное. Таким образом , процесс чтения за счет установления новых связей между словом слышимым , произносимым и словом тактильно воспринимаемым. Техническую сторону процесса чтения, проходящего в условиях отсутствия зрительного восприятия, можно представить в виде следующих действий: тактильного восприятия рельефно-точечных букв, их различения и узнавания, соотнесения букв с соответствующими звуками, воспроизведения звукопроизносительного образа слова, его прочитывания.
Трудности в овладении технической стороной процесса чтения незряцими обуславливаются прежде всего сукцессивным ( последовательным во времени) характером осязательного восприятия в отличае от симультанного ( одномоментного) характера зрительного восприятия. Сукцессивный характер приводит к тому, что школьники с помощью осязания воспринимают каждую букву изолировано, отдельно и в результате чего процесс глобального прочтения слова подменяется аналитическим восприятием букв. Кроме того, чтение может так же замедляться по причине потери слова и его поиска. Довольно часто у незрячих детей наблюдается "угадывающее чтение".Такое положение дел приводит к заменам слов, пропускам, перестановкам букв в слове, что может привести к привнесению субъективного смысла в прочитанное. Для незрячих так же характерна незаконченная интонация. Это связано с тем, что они исследуя одну букву за другой не могут предвидеть знаки препинания. Это мешает правильной модуляции голоса, делает голос монотонным. Трудности в овладении технической стороной процесса чтения приводит к возникновению трудностей в овладении смысловой стороной данного процесса. Это происходит из-за внесения субъективного смысла; замедленного темпа освоения слепыми звуко-буквенными обозначениями, наличия большого количества ошибок, побуквенного чтения, искажения слого-звуковой структуры слов и т.д.
Трудности, возникающие в ходе овладения процессном чтения:
фонематические, обусловленные недоразвитием фонематических представлений о звуковой структуре слова;
тактильные, обусловленные недостатками осязательного восприятия целых слов, написанных рельефно- точечным шрифтом;
семантические, связанные с недоразвитием грамматических обобщений. Со слабостью синтетических процессов внутри предложения, что неизбежно приводит к нарушениям понимания читаемого;
аграмматические, обусловленные недоразвитием грамматического строя, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
Часто слепые дети страдают серьезными нарушениями присьменной речи в виде дислексий. Существует тактильная дислексия.( частичные специфические нарушения процесса чтения у незрячих) Незрячим, страдающим этой формой дислексии, остается недоступным интерпретация рельефных точек, их соотнесение с той или иной буквой (звуком).
Этапы формирования навыка чтения:
овладение звуко-буквенными обозначениями;
послоговое чтение;
становление синтетических приемов чтения;
синтетическое чтение.

Процесс усвоения звуко-буквенных обозначений незрячими детьми необходимо начинать с познания звуковой стороны речи, с различения и выделения звуков речи. Только после этого можно предлагать незрячим тактильно воспринимать рельефно-точечные буквы.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:36 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Функции от которых зависит успешность процесса чтения и формирование которых необходимо предусмотреть в методической системе обучения грамоте незрячих.:
фонематическое восприятие, проявляющееся в дифференциации фонем;
фонематический анализ, проявляющийся в возможности выделения звуков из речи;
Нормальное состояние кожной чувствительности и мелкой моторики рук;
Осязательный анализ и синтез, проявляющиеся в способности определять сходство и различие букв;
Пространственные представления;
Тактильный мнезис, проявляющийся в возможности запоминать тактильные образы букв.
В процессе чтения слога единицей осязательного восприятия становиться буква слепой ребёнок с помощью осязания воспринимает не целое слово или слог, а отдельные буквы (учащийся осязательно воспринимает первую букву слога, затем соотносит её со звуком дальше происходит осязательное восприятие 2-й буквы слога, и только потом ребёнок синтезирует буквы слога в единый слог)
Необходимо иметь ввиду, что на этом этапе темп чтения у незрячих детей очень медленный и его скорость зависит: 1. от сложности читаемых слов (чем сложнее слог тем медленнее темп) 2. от сложности образа букв, входящих в слоги, представленного конфигурациями рельефных точек различной сложности.
В школах для детей с нарушением зрения в процессе обучения грамоте необходимо максимально использовать чтение вслух, так как оно является одним из средств, оптимизирующих понимание прочитанного.
Характерным для незрячих детей является стремление повторять прочитанные слова, что объясняется особенностями их познавательной деятельности проявляющимися в том, что слепой ребёнок испытывает затруднения в узнавании читаемого слова, которое искусственно разделено на части. Оно становиться непохожим на соответствующее слово устной речи.
Таким образом на ступени слогового чтения возникают трудности обусловленные особенностями познавательной деятельности детей, значительно снижающие темп прохождения данного этапа.
Своеобразие прохождения незрячими школьниками этапа синтетического чтения в процессе которого осуществляется чтение целыми словами ( группами слов), заключается в проявлении у них значительных трудностей в ходе осмысления читаемого. В силу особенностей познавательной деятельности слепого ребёнка значительную трудность вызывает необходимость на данном этапе чтения одновременно осуществлять синтез слов в предложении и синтез фраз в контексте. Также осмысление читаемого затрудняется своеобразием активного и пассивного словаря незрячих, наличию у них несоответствия между словом и образом и др.
 
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 66. Своеобразие протекания процессов чтения и письма (в условиях зрительной депривации.)
Страница 1 из 11
Поиск: