Четверг, 17.08.2017, 00:47
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 65. Освоение ориентировки в учебной и спальной комнатах
65. Освоение ориентировки в учебной и спальной комнатах
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:38 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Задачи обучения ориентировке в учебной и спальной комнатах:

· создание у ребенка представлений о комнатах;

· установление пространственных взаимосвязей между предметами, находящимися в помещении;

· обучение слепого навыкам безопасного и легкого передвижения.

Методика обучения заключается в следующем. Освоение комнаты, будь то спальня или класс, начинается от входной двери. Сначала после общего объяснения, учащийся вместе с учителем обходит комнату по периметру в одном и другом направлениях. При этом определяются форма и размеры помещения; отмечаются количество и расположение окон; обследуются предметы стоящие у стен. Обследование постоянно сопровождается подробным объяснением и тщательным осязательным «осмотром» предметов.
Затем изучается путь от двери до кровати ребёнка (в классной комнате – его парты) Нужно попросить ребёнка несколько раз пройти по этому маршруту в обоих направлениях, отмечая возможные препятствия на пути. Кровать (парта) и будет для ребёнка вторым по значимости отправным ориентиром в помещении, где ему предстоит постоянно находиться.
Подробное изучение обстановки комнаты следует начинать с осмотра, мебели применяя один из следующих приемов:

· периферический — незрячий обследует комнату по периметру и отмечает последовательность предметов, которые он проходит;

· дверь-предмет-дверь — незрячий идет от двери к предмету, затем возвращается к двери и идет к другому предмету и так осматривает все предметы в помещении. В том случае, когда за отправной пункт принимается кровать, то, используя данный прием, движение осуществляется от кровати до каждого из обследуемых предметов и обратно. В классной комнате таким отправным ориентиром является парта, за которой ребенок постоянно сидит. Важно при этом отметить, что особое внимание на первых порах следует уделять наиболее значимым для слепого предметам и маршрутам. Так, в спальне это может быть маршрут от кровати до шкафчика, в котором у ребенка хранятся вещи;

от предмета к предмету — основывается на том, что слепой ребенок переходит от предмета к предмету, определяя при этом место каждого и их взаиморасположение.
Из названных приемов на начальных этапах освоения помещения слепым ребенком наиболее важное значение имеет прием «дверь-предмет-дверь», или, как его можно классифицировать, «ориентировка от выделенных предметов».
При ориентировке от предмета слепому важно уяснить нужное направление к другому предмету. И здесь большое значение имеет умение использовать прямые края и поверхности предметов, являющихся исходными ориентирами, в качестве указателя направления. То есть предметы, которые соотносит незрячий с отправным (исходным) ориентиром, могут быть расположены, например, на воображаемом продолжении края стола или перпендикулярно этому краю.
Возможно также расположение предметов под каким-то углом к характерной линии отправного предмета. Ориентировка от предмета при этом осуществляется с помощью плечей, спины, голеней и рук по отношению к какой-либо прямой плоскости стола, кровати, шкафа или любой другой постоянно находящейся в комнате вещи. Если слепой ребенок сориентировался и определил направление на искомый предмет, то важно, чтобы он следовал к цели по прямой линии. И здесь решающее значение, наряду с ориентированием «от предмета», приобретает умение ориентироваться «от себя». На все это следует обращать внимание слепого ребенка, всему этому нужно постепенно учить его. Методика освоения и закрепления материала при этом основывается на наглядно-практических способах познания с направленной актуализацией речи.
При обучении ориентированию и передвижениям в комнате следует обращать внимание ребенка на меры безопасности. Как правило, в учебной и спальной комнатах большую опасность представляют низкие предметы (стул, стол, спинка кровати). Нужно научить ребенка, во-первых, ощупывать их ногой с тем, чтобы не нагибаться, во-вторых, при необходимости наклона — использовать соответствующие меры защиты.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:38 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Освоение внутришкольных маршрутов
С первых дней нахождения ребенка в школе его необходимо обучать ориентированию по наиболее значимым для него маршрутам внутри школы (спальная комната — туалет, спальная комната — учебная комната, учебная комната — столовая и т. п.). При этом, как и вообще при обучении слепых детей ориентировке и мобильности, следует соблюдать принцип постепенности, последовательно, целенаправленно осваивая отдельные маршруты.
На начальных этапах обучения преимущественное значение имеет непосредственное ознакомление ребенка с маршрутом с подробным объяснением основных направлений маршрута, их изменений и наиболее существенных ориентиров, находящихся на пути.
В процессе знакомства прежде всего следует подробно рассказать ребенку о значении для ориентировки умения ходить вдоль коридоров школы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо учить слепого ребенка приемам передвижения в школе вдоль стен. Методика обучения этому предлагается, в частности, М. Эппл и М. Н. Наумовым и заключается в следующем.
Слепого ребёнка ставят около стены или какой-либо другой линейной плоскости на расстоянии от неё около 10 см. Находящаяся у стены рука несколько сгибается в локтевом суставе и чуть приподнимается на удобную для ребёнка высоту (на уровне пояса или несколько ниже). В том случае, если стена гладкая, занимающийся прикасается к ней мизинцем и безымянными пальцами. Если же шероховатая, то рука поворачивается так, что внешняя сторона кисти соприкасается со стеной, вторые фаланги пальцев сгибаются так, что ногти касаются поверхности стены. С тем, чтобы вовремя обнаружить предметы, расположенные вдоль стены, руку рекомендуется держать несколько перед собой. В таком положении слепой ребенок двигается вдоль стены.
Исходя из того, что слепые дети младшего школьного возраста легче ориентируются по направлению пути и по расположенным вдоль этого пути ориентирам, обучаемым необходимо постоянно предоставлять возможность тщательного, неторопливого осязательного «осматривания» предметов, являющихся ориентирами. Такими ориентирами при передвижениях по школе могут быть двери комнат, окна, выступы стен, лестницы. Обследуя эти ориентиры, ребенок должен увязать их взаимное расположение по отношению друг к другу и к поворотам осваиваемого маршрута. Важно поэтому, чтобы после ознакомления с очередным предметом-ориентиром на маршруте ребенок мог вернуться к предыдущему (предыдущим) ориентирам. Следует добиваться, чтобы ребенок держал в своей памяти последовательное расположение различных предметов, поворотов, расположенных по маршруту передвижения.
Важное значение имеет методика обучения. В этом возрасте более целесообразно освоение маршрута по частям.
С тем, чтобы упорядочить такое обучение, учителю по ориентировке по каждому маршруту следует составить обучающую программу, в которой были бы представлены своего рода алгоритмы, включающие отдельные элементы (части) маршрута с подробным описанием имеющихся на этом участке маршрута ориентиров-предметов. Только после овладения предыдущей частью можно переходить к освоению следующей и т. д. до тех пор, пока не будет освоен весь маршрут.
Наряду с ориентированием по направлению пути и по предметам, находящимся вдоль маршрута, большое значение при передвижениях по школе следует уделять таким факторам, как покрытие пола (линoлeyм, ковровая дорожка, дерево и т. п.), характерные запахи (столовая, мастерская, туалет и т. п.), температура окружающей среды (в переходных галереях, например, темпёратура воздуха, как правило, ниже), звуки (из спортивного зала, музыкальной комнаты и др.).
При обучении ориентировке наряду с непосредственным обследованием осваиваемого маршрута необходимо использовать макеты этажей школы. Кроме того, в школе должны быть изготовлены «карты-пути» наиболее значимых для слепых младших школьников маршрутов в здании школы. Использование таких макетов не только облегчает процесс обучения, но и, что не менее важно, способствует формированию у детей навыков работы с картой, развивает пространственное мышление, обеспечивает подготовку детей к освоению в дальнейшем более сложных маршрутов в условиях города.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:39 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Освоение комнаты начинается от входной двери, сначала идет общее объяснение. Ребенок вместе с учителем обходит комнату по периметру в 1 направлении, потом в другом. Определяется форма помещения, размеры, отмечается количество и расположением окон, обследуются предметы стоящие у стен. Все это вербализируется, затем изучается путь от двери до кровати. Просим ребенка несколько раз пройти по этому маршруту, фиксируются препятствия на пути. Подробное изучение обстановки, начинается с осмотра мебели, испробуем 1 из нескольких приемов: 1. перефирический – ребенок обследует комнату по периметру, фиксируем последовательность. 2. дверь – предмет – дверь. Ребенок идет от двери к предмету, затем возвращается к двери, идет к другому предмету.
Самым важным на начальном этапе является прием дверь – предмет – дверь. Мы развиваем умения использовать прямые края и поверхности предметов являющимися исходными ориентирами в качестве указателей направлений (н-р: он дошел до стола.) решающее значение при обучении ориентированию в помещениях является ориентирование от себя, а не от предмета. При обучении ориентированию обратить внимание на меры безопасности. В спальной комнате - предлагают низкие предметы, учим ощупывать ногой с тем, чтобы не наклоняться.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:39 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Обучение детей оказанию помощи при передвижениях
В условиях совместного обучения слепых и слабовидящих детей большое значение имеет умение слабовидящих и детей с остаточным зрением оказывать помощь слепому и умение слепого принимать ее.
Методика. Обычно человек желающий помочь незрячему должен предложить руку согнутую вдоль туловища. Незрячий берет рукой руку сопровождающего выше локтя и идет на пол шага позади него. Он не должен цепляться за руку. Слепой может идти с любой стороны от сопровождающего его, когда они стоят на месте слепому не нужно держать сопровождающего за руку. Если сопровождающему нужно отойти, то надо подвести слепого к какому – нибудь неподвижному предмету и сказать ему об этом. Особенно трудными, узкими местами считается лестница, прохождение через двери. Обучение прохождению узких мест следует обращать внимание на следующие моменты: при приближении к такому месту сопровождающий той рукой, за которую держится слепой делает движения, на это движение слепой ребенок вытягивает руки, движение продолжается за нами, при этом слепой должен двигаться за зрячим на вытянутые руки. После прохождения узкого места сопровождающий возвращает свою руку в исходное положение, это сигнал вернуться в исходное положение.
Сопровождающий со слепым подходит к лестнице под прямым углом останавливается прежде чем спуститься на 1 ступеньку – это сигнал для слепого о том, что изменяется характер движения. После этого зрячий поднимается на 1 ступеньку, затем двигается слепой, чтобы не споткнутся от переносит вес тела на сзади находящеюся ногу, а другой скользит вперед до того момента когда она не коснется края ступеньки. Слепой ставит ногу на первую ступеньку переносит на нее вес тела и начинает подъем на 1 ступеньку ниже сопровождающегося. В конце лестнице на площадке сопровождающий останавливается, дает понять, что подъем закончился, так же идем вниз. обучая ходьбе нужно сказать, что это небезопасно, нужно ходить осторожно, при обучении начинать с подъема.
На первых этапах они пользуются перилами, а в дальнейшем мы говорим, что лучше не пользоваться. Прохождение через двери слепой ребенок должен находится от сопровождающего с той стороны, в которую открывается дверь/ со стороны петель. Если дверь открывается влево, то и слепой д.находится слева, при приближении к дверям сопровождающий должен сказать куда открывается дверь от себя или к себе. Далее сопровождающий берется за ручку двери той рукой, за которую его держит незрячий, одновременно незрячий находит эту ручку следуя своей свободной рукой за направляющей рукой сопровождающего и сам открывает дверь. Первым проходит зрячий – слепой и он закрывает за собой дверь. При обучении нужно обратить внимание детей на то, что все наружные двери открываются наружу. Обязательно предупредить, чтобы слепой не ставил руки близко к дверным петлям.
 
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 65. Освоение ориентировки в учебной и спальной комнатах
Страница 1 из 11
Поиск: