Среда, 28.06.2017, 22:17
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 64. Формирование навыков осязательного восприятия (характера покрытия.)
64. Формирование навыков осязательного восприятия
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:42 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
В процессе передвижений большое значение для слепых имеет способность дифференцирования характера и типов дорожных (а в помещении — половых) покрытий. Развитию этой способности следует уделять большое внимание уже в младшем школьном возрасте.
Методика обучения основывается на предъявлении незрячему ребенку первоначально резко контрастных покрытий с постепенным снижением этой контрастности. На первых этапах обучения с этой целью рекомендуется использовать толстый ковер. Начальное обучение проводится в следующей последовательности:
1. Сначала расскажите ребенку, что его будут учить осязательно воспринимать ногами поверхность покрытия для того, чтобы он мог самостоятельно проходить путь от одного места до другого дома или в школе. Дайте ему возможность с помощью ног и рук почувствовать различие в качестве ткани ковра и деревянного (или кафельного) пола (при этом обучаемому следует снять обувь и носки).
2. Дайте ребенку встать на ковер и почувствовать его руками. Скажите ему: «Материал мягкий». Дайте ему «потрогать» (почувствовать) ковер ногами.
3. Проведите его руки по ковру так, чтобы ребенок мог определить свое местонахождение. Пусть он сделает шаг с пола на ковер. Поощряйте его при этом и подсказывайте.
4. Затем скажите ему: «Становись на пол, на гладкое, твердое место». Проведите его руки по полу. Пусть он ступит на пол так, чтобы смог ощутить его. Поощряйте его при этом и подсказывайте.
5. Дайте ребенку задание сделать несколько шагов с пола на ковер и обратно, поощряйте его при этом.
6. Повторите задачу альтернативно, говоря ребенку ступить на ковер или на пол. Можно быть уверенным, что ребенок справляется с поставленной задачей в том случае, если он правильно выполняет по крайней мер 10 из 12 проб. Если освоение проходит успешно, можно перейти к следующему этапу обучения.
7. Продолжайте аналогичные упражнения, используя разные покрытия, наиболее отличающиеся друг от друга.
8. Выведите ребенка на улицу, и пусть он определит различие между травой и асфальтом или травой и грунтовой поверхностью. Проведите с ним процесс выполнения шагов по контуру (количество шагов от 2 до 6 и более).
После того, как ребенок научится дифференцировать различные виды поверхности, шагая от одной к другой, и видя, что он правильно рассказывает об изменениях поверхности при передвижениях, предоставьте ему возможность различения менее разнящихся покрытий, например, грунт — асфальт.
Целесообразно, чтобы ребенок упражнялся в ходьбе вдоль прямой кромки с одним покрытием, граничащим с другим, отличным от него (например, вдоль тротуара). В дальнейшем следует включать упражнения на передвижения вдоль кромки с плавными поворотами.
Первоначально упражнения на развитие осязательного восприятия ногами выполняются на ровном, гладком покрытии. Затем включаются маршруты по местности, имеющей неровности почвы, которые занимающийся должен замечать и рассказывать о них учителю.
После успешного прохождения такой программы обучения незрячий ребенок в состоянии без труда определять, по каким покрытиям он передвигается.
Слепым предпочтительней носить обувь на кожаной подошве так как через нее легче ощущается характер поверхности.
Защита от опасности при передвижениях
Очень часто при самостоятельных передвижениях слепые дети, сталкиваясь с окружающими их предметами, получают ушибы, травмы, что вызывает у них боязнь пространства. С тем, чтобы хотя в какой-то мере обезопасить ребенка (наряду с созданием условий для безопасного передвижения в школе) его следует
Так, в условиях возможного удара о дверь, углы стен и другие препятствия для защиты лица и головы может использоваться как Верхняя часть руки поднимается до высоты плеча, а предплечье слегка согнуто, чтобы расположить локоть перед лицом. Ладонь повернута наружу, а пальцы расставлены так, что кончики их образуют одну линию с другим плечом (рис.9).
Для ограждения себя от низких препятствий (стулья, столы) или при определении их положения руку выставляют вперед и держат как можно ниже. Пальцы слегка согнуты (рис. 10). При использовании обеих рук могут использоваться оба способа защиты.
Чтобы не ушибиться при наклонах, незрячий должен из положения стоя предварительно присесть на корточки, держа туловище прямо. При этом голова его не ударится о возможно находящиеся перед ним предметы. И только в положении сидя на корточках делается (при необходимости) наклон вперед с одновременным выносом руки перед лицом на расстоянии около 25 см (рис. 11). Этот способ применяется в том случае, если рядом могут находиться низкие предметы. Используется этот способ, в частности, при нахождении упавших предметов.
 
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 64. Формирование навыков осязательного восприятия (характера покрытия.)
Страница 1 из 11
Поиск: