Понедельник, 23.10.2017, 01:40
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 61. Ориентировочно-мобилиторная деятельность (Основные понятия)
61. Ориентировочно-мобилиторная деятельность
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:52 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Овладеть ориентировкой в пространстве и мобильностью невозможно без знания основных пространственных понятий. В младшем школьном возрасте ребенок должен знать следующие пространственные понятия (и выполнять соответствующие действия): правое-левое (поворот вправо и влево на 90°, 180°, 360°), вперед-назад, вверх-вниз, переднее-заднее, прямо и с поворотом, высокий-низкий, вертикальный-горизонтальный, параллельный, перпендикулярный, узкий-широкий, длинный-короткий.
Названные пространственные понятия в значительной мере (одни в большей, другие — в меньшей) связаны с ориентировкой на собственном теле и могут эффективно осваиваться при изучении «Азбуки движений для слепых детей», включающей около 100 элементарных положений отдельных частей тела и движений, выполняемых ими при различных направлениях. Освоение перечисленных пространственных понятий в процессе овладения Азбукой движений можно проводить в игровой форме, используя игру «Карлсон говорит» (выполнение команды учителя на движение только после фразы «Карлсон говорит»). Игра может проводиться как на большой, так и на малой игровой площадке, в спортзале или комнате, где должно быть достаточно места для того, чтобы дети могли свободно выполнять движения, не мешая друг другу.
Кроме овладения целым рядом пространственных понятий и навыками выполнения координированных движений, игра учит вниманию и способствует развитию быстроты реакции — качеств столь важных для ориентировки и мобильности.
Правила игры могут быть совсем простые, а могут и усложняться при проведении игры с детьми более старшего возраста.
Кроме приведенных понятий, тесно связанных с ориентировкой на собственном теле, слепой учащийся младшего школьного возраста должен иметь верное представление и о других понятиях, также имеющих важное значение при ориентировке и передвижениях: близко-далеко; здесь-там; друг за другом; рядом, около, посередине; под, над, у, между; круг, прямоугольник, квадрат; край, проем; ровный-наклонный; ухабистый, плоский; гладкая и шероховатая (поверхность); стороны горизонта (восток, запад, север, юг).
Часть этих понятий осваивается на уроках (в частности, на математике), а на занятиях по ориентировке лишь повторяется применительно к характеру ориентировочно-мобилиторной деятельности. Другие же понятия (например, ухабистый, плоский; гладкая-шероховатая и др.) осваиваются на специальных занятиях. Главным условием успешности овладения этими понятиями является обеспечение доступного объяснения, систематичности и наглядности.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:54 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЗВУКА. ВЫПОЛНЕНИЕ ЛОКОМОЦИЙ НА ЗВУКОВОЙ ОРИЕНТИР
Слух имеет чрезвычайно важное компенсаторное значение для слепого при передвижениях его в пространстве. Развитию слуха как компенсаторного канала следует уделять большое внимание с самого раннего возраста.
В младшем школьном возрасте, как правило, дети в состоянии локализовать источник звука и хотя и неуверенно, но выполнять простые локомоторные действия (идти шагом). Поэтому в младшем возрасте необходимо системное обучение ориентированию по звуку. Причем в этот период важно сформировать у слепого ребенка не просто умения локализации и выполнения двигательных действий на звуковые ориентиры, а необходимо довести эти умения до прочных навыков.
При обучении следует исходить из того важного положения, что взаимоотношения между ребенком (субъектом) и звуковым ориентиром (объектом) в жизненных ситуациях могут складываться следующим образом:

· субъект статичен — объект статичен (локализация неподвижного звукового сигнала);

· субъект статичен — объект динамичен (локализация перемещающегося звукового сигнала);

· субъект динамичен — объект статичен (выполнение локомоций на неподвижный звуковой сигнал (ориентир);

· субъект динамичен — объект динамичен (выполнение локомоций в соответствии с перемещением звукового сигнала). В этом случае отношения строятся в зависимости от ситуации и задач, стоящих перед субъектом. Он может либо избегать контакта с носителем звука, либо же следовать за ним.

В первых двух отношениях условия для локализации звукового ориентира самые простые. С них и следует начинать обучение.
В процессе обучения целесообразно использовать в качестве источника звука специальные «звуковые маяки», представляющие собой генераторы звуковых сигналов. Эти «маяки» (сигнализаторы) могут быть стационарные и переносимые, с автономным питанием [27].
Формирование навыков локализации неподвижного звукового ориентира
Учитель ставит слепого ребёнка в центре зала (комнаты, площадки) в удалении от источников звука, расположенных на расстоянии около 10 м. Первоначально сигнал подается в одной из двух точек, известных ребенку. Занимающийся должен рукой показать направление на звук. В случае ошибки необходимо поправить ребенка.
При правильной локализации задание можно усложнить и подавать сигнал не из двух, а из четырех звуковых точек. При этом наряду с констатацией правильности определения направления на звучащий сигнал может фиксироваться время, затрачиваемое на локализацию.
Для более точного определения локализации, а также для обеспечения количественного контроля и самоконтроля при обучении может использоваться тифлоприбор «Квадрант», представляющий собой подобие транспортира (размер около 50 см) с делениями в один градус с закрепленной в центре измерительной стрелкой. Квадрант закрепляется на столе. Задача занимающегося установить стрелку прибора в направлении источника звука. Таким образом устанавливается величина ошибки в градусах.
Следует учить слепого ребенка локализовать звуковой сигнал по памяти, При этом направление на ориентир указывается не во время звучания, а по истечении нескольких секунд после подачи сигналов (например, через 5-10 сек). Все занятия целесообразно проводить в виде игры-соревнования по принципу «Кто точнее?», «Кто быстрее?».
Формирование навыков локализации перемещающегося звукового ориентира
Процесс обучения включает две группы заданий. Первая направлена на. освоение слепыми детьми дифференцировки изменения местонахождения источника звука, перемещающегося влево-право по горизонтали. Задания второй группы направлены дифференцировать изменение местонахождения источника звука при перемещениях его «ближе-дальше».
Занятия могут проводиться в зале, комнате <…> площадке. Для подачи сигнала применяются переносной звуковой сигнализатор и планка длиной около 5 м, устанавливаемая горизонтально на стойках. Посередине планки обозначена нулевая отметка, в одну и другую стороны от нее нанесены деления в 1 см.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:54 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
При развитии умения дифференцировать перемещения звукового ориентира влево-вправо незрячий ребенок становится перед планкой напротив нулевой отметки. Звуковой сигнализатор устанавливается на нулевую отметку, и в течение 5-6 сек подается сигнал. Затем сигнализатор перемещается в ту или иную сторону. Скорость передвижения может быть различна. Средняя же ее величина составляет около 1 м за 10 секунд.
В инструкции, даваемой занимающемуся, указывается, что источник звука будет перемещаться в одну или другую сторону и как только учащийся почувствует, в какую сторону происходит перемещение, он должен сразу же сообщить об этом.
Чем ближе от занимающегося находится планка, по которой передвигается источник звука, тем легче локализовать направление его перемещения. Поэтому первоначально расстояние от занимающегося до источника звука должно составлять не более 1 метра, а затем, по мере улучшения результатов, это расстояние увеличивается. (На начальных этапах обучения высота планки должна устанавливаться на уровне лица занимающегося, так как на такой высоте локализация осуществляется наиболее легко.)
Результат оценивается как по правильно определяемому направлению, так и по абсолютной величине перемещения.
Аналогична методика развития способности дифференцировать перемещение звукового сигнализатора при задании «приближение-удаление». Разница состоит лишь в том, что занимающийся становится вдоль линии продолжения планки.
Наряду с таким регламентированным способом развития способности локализовать перемещающийся звуковой сигнал (ориентир) целесообразно использовать игру в звуковой мяч, перекатываемый детьми (в парах, в кругу). К сожалению, у нас в стране специальных озвученных мячей для слепых не выпускается. Поэтому с этой целью рекомендуется использовать пластмассовые , мячи, которые при перекатывании по жесткому полу издают звук. Впрочем, один и другой способы лишь дополняют друг друга. Оба способа локализации можно применять в виде игры, но, безусловно, более эмоциональной будет игра в мяч.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:56 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Формирование навыков ориентировки на звук при выполнении мобилиторных действий
Наиболее существенное значение ориентирование на звук имеет при передвижениях слепого в пространстве. Причем ориентировка, как уже отмечалось, может осуществляться как на статичный (неподвижный), так и на динамичный (перемещающийся) звуковой сигнал. Тому и другому способам следует обучать слепого ребенка с младшего школьного возраста. При этом особое значение на первых занятиях ориентировкой (а также на уроках физической культуры) следует уделять передвижениям шагом. Ходьба является жизненно важным навыком и наиболее естественной формой передвижения человека.
Осуществление ходьбы у слепого в значительной мере сопряжено с умением ориентироваться. Чем лучше ориентируется слепой, тем свободней, координирован ней у него движения при ходьбе. У большинства слепых, и особенно у детей, пришёдших в школу из семьи, где, как правило, их всячески ограничивают в движениях, наблюдаются существенные дефекты в технике ходьбы: вытянутые перед собой руки, отклонение головы назад, шаркающая походка. Все это делает ходьбу напряжённой и неестественной. Поэтому развитию навыка ходьбы необходимо уделять внимание с первых дней обучения в школе. Этому способствует использование звуковых сигнализаторов на уроках физкультуры и на занятиях по ориентировке.
При выполнении передвижения шагом на звуковой сигнал у слепого ребенка формируется навык ориентировки. По мере развития ориентировочного навыка на звуковой сигнал, предполагающего определенный автоматизм, создается надежная предпосылка для совершенствования техники ходьбы, так как ребенок становится уверенным в безопасности, не боится столкновений.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:56 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Обучение ориентировке на звуковой ориентир следует начинать с ходьбы по прямой. При этом расстояние между ориентиром и занимающимся следует увеличивать постепенно, руководствуясь, прежде всего, прямолинейностью выполнения передвижения и точностью определения местонахождения ориентира. Так, если дистанцию 10 м ребенок преодолевает прямолинейно и точно на ориентир, то необходимо увеличить расстояние до 12-15 м, а затем и более, если прямолинейность движения сохраняется. Как только ребенок начинает передвигаться не прямо, а по «дуге», дистанцию следует уменьшить.
По мере освоения ориентировки на неподвижный звуковой ориентир следует включать в занятия упражнения по выполнению ходьбы за лидирующим звуковым ориентиром, находящимся у впереди идущего видящего учащегося. Оптимальное расстояние между ведущим и ведомым составляет 1—1,5 метра. При этом первоначально осваивается передвижение по прямой, затем по прямой с поворотом. На первых занятиях ведущему необходимо заранее предупреждать о повороте незрячего товарища.
Для прочного формирования навыков ориентировки, и особенно техники ходьбы, следует использовать разнообразные способы выполнения: передвижения широким свободным шагом, ходьба с различными положениями рук (за головой, на поясе и т. д.), ходьба на носках, на наружных сторонах ступни, ходьба с высоким подниманием бедра и другие. Подбор упражнений в данном случае диктуется тем, какой элемент техники ходьбы отрабатывается
и каков уровень развития навыков ориентировки обучаемого.
При осуществлении передвижений шагом в зависимости от условий поставленных задач могут применяться различные звуковые сигнализаторы как стационарного, так и переносного типа.
Следует иметь в виду, что так называемые специально организованные условия для освоения навыков ориентировки на звуковой ориентир и выполнения мобилиторных действий с ориентировкой на него правомочны только в том случае, когда речь идет о специальных занятиях ориентировкой. В то время как для занятий физической культурой эти условия являются естественными. Ориентирование по звуку здесь является непременным условием выполнения таких локомоторных действий, как ходьба, бег, катание на коньках. Но до сих пор ориентирование слепых на этих занятиях осуществляется по голосу учителя, без использования технических средств. Кроме того, направленной работы по формированию навыков ориентировки не проводится. Возможности же для развития ориентировочно-мобилиторных умений, формирования навыков на занятиях физической культурой большие и их следует широко использовать.
Прежде всего, на уроках физической культуры необходимо, наряду с обучением ходьбе на звуковой ориентир и за ним, включать беговые упражнения. Методика обучения бегу на звуковой ориентир аналогична методике обучения ходьбе. Сначала осваивается умение точно локализовать неподвижный источник звука и прямолинейно передвигаться бегом к: нему. При этом расстояние между незрячим ребенком и ориентиром постепенно увеличивается. Постепенно увеличивается и скорость бега. Затем осваивается выполнение бегом за лидирующим ориентиром по маршрутам различной сложности (прямой, прямой с поворотом, замкнутый маршрут, бег «змейкой» и т. п.). Скорость бега также постепенно увеличивается.
Велики возможности развития ориентировки и на занятиях коньками. В данном случае следует использовать переносной звуковой сигнализатор, который помещается в чехол и закрепляется на поясе зрячего ребенка, катящегося впереди слепого.
Полезным упражнением, формирующим навыки ориентировки на звуковой сигнал, хотя и не связанным с передвижением, является метание в звуковую мишень, включенное в программу по физкультуре в младших классах школы для слепых.
При метании в цель можно использовать щит размером 1X1 м, изготовленный из фанеры, дюралюминия или какого-либо другого листового материала, с небольшим отверстием посредине (примерно 5 см) и источник звука.
Щит, служащий мишенью, подвешивается, например, на гимнастическую стенку, имеющуюся в любом спортивном зале. Позади мишени, за отверстием, помещается звуковой сигнализатор.
В настоящее время отечественной промышленностью выпускается мишень, которую можно модернизировать в озвученную путем внесения в электрическую схему дополнительного блока с выведением динамика. Точность попаданий в мишень дифференцируется, и на табло сразу же высвечивается количество очков. Такая мишень может использоваться на занятиях со слепыми детьми. Соревновательность делает выполнение метаний эмоциональным и интересным.
 
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 61. Ориентировочно-мобилиторная деятельность (Основные понятия)
Страница 1 из 11
Поиск: