Среда, 28.06.2017, 22:10
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 60. Формы организации занятий и оборудование кабинета (обучения пространственной ориентировке в школе III – IV вида)
60. Формы организации занятий и оборудование кабинета
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:58 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
В основу обучения ориентировки в пространстве положена практическая направленность занятия. Исходя из практических потребностей ребенка его необходимо в первую очередь научить ориентироваться и самостоятельно передвигаться в спальной, в комнате в классе, по школе, по школьному двору. После этого проводятся занятия с тем, чтобы ребенок овладел элементарными умениями пользоваться общественными местами (транспортом, имел представления о городской среде). Его учат приемам защиты от возможных столкновений и учат обращаться за помощью к прохожим. Вся это работа возможна в спец.организованных условиях. Кроме обучения ориентировки на собственном теле. Детей учат выполнять элементарные двигательные действия и поэтому целенаправленно развивают все анализаторные системы, кроме зрительной, двигательную, тактильную, обонятельную. Особое внимание уделяется осязательному восприятию, т.к. в обучении много работают пальцами, слуху. Для обучения детей с нарушением зрения ориентировке в пространстве и мобильности в школе имеется спец. кабинет, в котором имеется набор методических пособий: рельефные планы, макеты этажей школы, школьного двора, прилегающей территории, модули для моделирования спальной и классной комнаты, рельефные планы перекрестков разных типов, рельефно-графических рисунков и муляжи рыб, животных, птиц, магнитофонные записи характерных городских шумов, звуков встречаемых в природе, приборы для выполнения рельефных планов на специальной бумаге; гибкая проволока для изготовления форм осваиваемых маршрутов, есть образцы цельных и складных тростей, выполненных из разных материалов, звуковые сигнализаторы, измерительные приборы (метры, шагометры, звуковые игрушки, т.к. в сетке школьных занятий нет специальных часов на пространственную ориентировку – они проводятся факультативно, сохраняя при этом все признаки урока. Количество детей м.б. различным. Если цель занятия развитие ориентировке на собственном теле кол.детей 4-5 человек (незрячих). Если цель занятия ориентировка по школе, школьном участке – 2 человека. Если цель занятия знакомство с транспортом, то индивидуальное занятие.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 17:58 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Ребенок должен знать такие пространственные понятия и действия: правое – левое (повороты детей направо, налево, 90, 180,360 градусов, вперед – назад, вверх –вниз, передняя, задняя, прямо и с поворотом, высокий – низкий, вертикальный – горизонтальный, параллельный, перпендикулярный, узкий - широкий, длинный - короткий).в значительной степени все понятия связаны с ориентировкой на собственном теле, может осваиваться при изучении «Азбуки движений для слепых детей» Шлыков. Освоение этих понятий в этой азбуке, связано с отработкой 100 элементарных положений отдельных частей тела и движений, выполнение их в разных направлениях. Занятия проводятся в игровой форме, игра называется «Карлсон говорит». Проводятся занятия в игровой комнате, детям нужно встать лицом в определенном положении, выбирается ведущий (лицом к детям становится), этот Карлсон по инструкции учителя говорит команды (из азбуки). Изюминка в том, что дети должны выполнять движения в том случае, когда инструкция : Карлсон говорит… Если ведущий не имеет возможности видеть, ему на помощь приходит учитель. В процессе игры ведущий меняется. Преимущество игры в том, что все таки у детей активизируется мотивация, дети просто могут выполнять инструкции и следуют словам Карлсона. Кроме названных понятий, связанной с ориентировкой на собственном теле, слепой ребенок млад.шк.возраста должен иметь представления о других понятиях : близко – далеко, здесь – там, друг за другом, рядом, около, посередине, под, над, у между, круг, квадрат, прямоугольник, край, проем, равный, наклонный, ухабистый, плоский, гладкая – шероховатая, стороны горизонта. Часть понятий осваивается на уроках, тогда они только повторяются. Другие понятия – ухабистый – отрабатываются на специальных занятиях. На занятии большое значение имеет развитие слуха как компенсаторного канала. В младшем школьном возрасте в состоянии локализации источника звука, выполнять простые локомоторные действия. Это умение используется для того, чтобы их научить ориентироваться по звуку м.б. разными: 1. субъект статичен - объект статичен, т.е. это локализация неподвижного звукового сигнала. 2. субъект статичен - объект динамичен, т.е. это локализация перемещающегося звукового сигнала. 3. субъект динамичен - объект статичен, т.е. выполнение движений на неподвижном ориентире. 4. субъект динамичен - объект динамичен, т.е. выполнение локализации в соответствии перемещением звукового сигнала.
В первых двух условиях локализации самые простые, т.к. с них и начинается обучение. В обучении используют в качестве источника звука – специальные звуковые маяки.
 
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 60. Формы организации занятий и оборудование кабинета (обучения пространственной ориентировке в школе III – IV вида)
Страница 1 из 11
Поиск: