Пятница, 15.12.2017, 03:30
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 49. Типы специальных занятий по развитию зрительного (восприятия.)
49. Типы специальных занятий по развитию зрительного
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 18:19 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Типы специальных занятий по развитию зрительного восприятия.

В зависимости от групп задач зрительного восприятии можно выделить различные типы специальных занятий. Каждый тип отличается от другого программным содержанием, т.е. определенной направленностью задач, которые решает тифлопедагог, развивая зрит.восприятие млад.школ. с амблиопией и косоглазием.
Программным содержанием занятий типа «Формирование сенсорных эталонов» является: 1. формирование сенсорных эталонов, уточнение их и формирование представлений о системе сенсорных эталонов. 2. научение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов. 3. развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных действий. 4. широкое ознакомление с предметами окружающего мира, их основными свойствами на уровне их узнавания, называния.
На занятиях типа «Формирование способов обследования предметов и формирование предметных представлений» программными задачами являются: 1. научение детей узнавать предметы, предложенные для восприятия в различных модальностях (натуральный предмет, объемная модель, реальное, силуэтное и контурное изображение), научение видеть признаки опознания предметов в различных модальностях. 2. совершенствование и уточнение предметных представлений. 3. совершенствование навыков обследования предметов.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 18:19 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Занятия типа «Развитие восприятия глубины пространства» задачи: 1. развитие пространственного восприятия на основе формирования нестереоскопических способов восприятия глубины пространства. 2. научение применять сформированные способы восприятия глубины пространства в познавательной и практический деятельности. 3. развитие глубинного зрения, глазомера и глазодвигательных функций. 4. обобщение предметных представлений за счет уточнения взаимного положения частей предмета и активизации оперирования представлениями о предмете при пространственной ориентировке в окружающей действительности.
Общими программными задачами типа «Развития восприятия сюжетной картины» служат: 1. научение детальному, последовательному и целостному восприятия сюжетного изображения. 2. обучение умению соотносить имеющиеся представления о предметах и явлениях с образами их признаков, возникающих при зрительном восприятии сюжетной картины. 3. научение устанавливать причинно- следственные отношения при восприятии сюжетной картины на основе выделения и осмысления информативных признаков предметов и явлений, изображенных на картине.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 18:20 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Занятия типа «Развитие зрительно-моторной координации» является: 1. развитие точных соотносящих внешних практических действий. 2. привития навыка прослеживания глазами за действиями рук. 3. развитие мелкой моторики. 4. развитие умения проводить прямую, кривую и изогнутую под различными углами линии от заданного начала к заданному концу, между границами или заданному образцу. 5. развитие умения соединять точки прямой линией. 6. развитие умения рисовать фигуры, писать буквы и цифры по образцу.
Выделенные программные задачи являются основными и обязательными для их решения из занятия в занятие. Программное содержание каждого занятия может расширяться за счет дополнительных задач (развитие внимания, памяти и т.д.) требования которые предъявляются к построению и проведении спец.занятий: 1. тифлопедагог конкретизирует общее программное содержание данного типа занятия частными задачами развития зрительного восприятия. Частные задачи отбираются из программы по развитию зрительного восприятия в соответствии с этапом обучения и возможностями детей – с их уровнем развития. В соответствии с программным содержанием занятий подбираются задания на восприятие. Количество задач и занятий может быть различным. 2. важно, чтобы задание несло в себе два вида нагрузки для детей: мыслительную и зрительную. Разрабатывая конкретное задание, тифлопедагог не только выбирает приемы разных методов, но и увязывает их между собой. На занятиях с детьми мл.шк.воз., у которых выявлен низкий уровень развития, предпочтительно использовать связку «наглядно - практические приемы», а в дополнение к ним – приемы словесного метода. На занятиях с детьми, имеющим высокий уровень развития, эффективней связка «словесно – практические приемы» с дополнительными приемами наглядного метода. 3. само задание будет носить выраженный логический характер, если тифлопедагог логически свяжет между собой задания, предлагаемые детьми. Логическая нить может быть различной:

· разные по форме задания м.б. связаны общим содержанием знаний или умений, чаще всего содержание заданий объединяется общей дид.темой. • связующим звеном между заданиями м.б. и усложнение программного материала. • м.б. сюжетная линия, предлагаемая педагогом детям по ходу занятия (Н-р: «Путешествие», «Посещая зоопарк»). 4. после выбора заданий тифлопедагог продумывает и отбирает разные по характеру виды детских работ, в ходе занятия дети могут рассматривать, описывать, соединять линией, дорисовывать и т.д. 5. проверка и оценка каждого задания, выполненного ребенком. Выполнение одного и того же задания м.д. проверено разными способами. Выбор способа определяется этапом обучения. Когда ребенок приобретает новые знания и умения, рекомендуется при проверке решения задачи использовать не только практическую деятельность детей, но и активизировать их речь (объяснение, описание, рассказывание). На этапе закрепления знаний и умений способы проверки могут носить более формальный характер (внешнее практическое выполнение задания), оценка м.б. простой и выражать в форме похвалы и материального поощрения в виде кружочков, звездочек, квадратиков, способ взаимопроверки.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 18:20 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Все вышесказанное можно обобщить в требованиях к разработке специального занятия по развитию зрительного восприятия:
1. определить тип занятия.
2. выбрать в соответствии с дидактическими задачами тему занятия.
3. четко определить программное содержание занятия, конкретизировав его частными задачами развития зр.восп.
4. определить требования к детям по решению каждой программной задачи:

· объем и качество работы ребенка по решению задачи • способ деятельности ребенка (по образцу, самостоятельно, с помощью педагога) • конечный результат и способ его проверки.

5. выбор заданий и методика их объяснения.
6. подбор наглядных пособий.
7. уточнение приемов активизации зрительной и мыслительной деятельности детей.
8. определение итогов занятия и оценки деятельности детей.
Эффективность обучения на спец.зан. по развитии. зрит.вс. у млад.шк. во многом зависит от умения тифлопедагога соотносить количество типов занятий с определенным промежутком времени, определять их последовательность в процессе обучения, от умения осуществлять дифференцированный подход. Использование разных форм специального обучения (на занятиях по ознакомлению детей с окр.миром, по развитию речи, по ФЭМП, ИЗО). Особую роль на общеобразовательных уроках, где решаются общедидактические задачи, совершенствуется в условиях свободной, узко направленной деятельности. Дети упражняются в свободном оперировании накопленным зрит.опытом. в условиях общеобразовательного занятия, когда педагог работает с коллективом детей, ребенок вынужден самостоятельно решать задачи на зрительное восприятие.
Т.о. первичное формирование (коррекция, развитие) знаний, умений, способов обследования, конкретных способов восприятия осуществляется на спец.занятиях, а их закрепление на уровне свободного и самостоятельного оперирования – на общеобразовательных занятиях. Общеобразовательное занятие выполняло возложенную функцию, необходимо для его подготовке соблюдать ряд требований: выбор коррекционных задач, не противоречащих программному содержанию общеобразовательного занятия. Кор.задачи: 1. использование компенсаторных приемов восприятия предметов на полисенсорной основе. 2. использование приемов целенаправленного восприятии с помощью алгоритмизации. 3. выработка четких представлений о свойствах предметов и сенсорных эталонов, обеспечивающих полноценное восприятие. 4. расширение объема представлений о предметах и явлениях, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребенка. 5. совершенствование представлений о деталях предметов, труднодоступных для восприятии. 6. совершенствование способов восприятия движущихся предметов. 7. совершенствование способов восприятия предметов в пространстве при разной их удаленности. 8. обогащение словаря и образности речи на основе предметной отнесенности слова. 9. научение детей переносить знания и умения в самостоятельную творческую деятельность в свободном пространстве с новыми для ребенка объектами.
Непрерывность данной работы обеспечивается и привлечением их родителей к участию в данной деятельности.
 
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 49. Типы специальных занятий по развитию зрительного (восприятия.)
Страница 1 из 11
Поиск: