Пятница, 15.12.2017, 03:37
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 44. Содержание и методы кор. работы по развитию осязания
44. Содержание и методы кор. работы по развитию осязания
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 18:40 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания

Потеря зрения как мощного дистанционного анализатора частично восполняется у слепых взаимной деятельностью органов чувств : осязания, слуха, обоняния. При помощи слуха и обоняния различаются признаки знакомых предметов, воспринятых достанционно. Но наиболее конкретную информацию о предмете слепой ребенок получает посредством осязания.
Осязание является контактным анализатором. Недостатком его является то, что оно не может передавать всех свойств предметов, которые воспринимаются с помощью зрения ( видение на расстоянии, цвет ).
С помощью осязания воспринимается пространство, ограниченное только охватом рук. Это сужает познавательные возможности ребенка: обследование предмета совершается постепенно, по частям, более замедленно. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной, которые возникают в процессе взаимодействия кожного и двигательного анализаторов.
Наиболее развитой кожной чувствительностью к прикосновению и давлению обладает ладонь руки и особенно пальцы ( ногтевые фаланги пальцев рук).
Точность осязательного восприятия и узнавания детьми предметов зависит от способов, которыми они пользуются при обследовании. Поэтому слепых детей надо учить рациональным приемам осязательного восприятия.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 18:41 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Осязательное обследование подразделяется на два этапа.
Сначала осуществляется общеознакомительное беглое обследование предмета в целом. При этом руки детей движутся от начального пункта, указанного взрослым. Затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существительных (главных) признаков изучаемого объекта.
Обследование любого предмета или изображения проводится двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая – контролирующей. Однако обследование строго симметричных фигур ( предметов, рисунков) проводится обеими руками, которые одновременно движутся сверху вниз от верхней серединной точки. Возможны варианты осязательного восприятия: в некоторых случаях левой рукой ребенок фиксирует начальный пункт обследуемого предмета, правой проводит по всему предмету, последовательно выделяя его части. Затем правая рука подводится к начальному пункту, соединяясь с левой.
Способы обследования варьируются и в зависимости от особенностей объектов.
Обследование животных начинается с головы, при последующем переходе к туловищу, крыльям, хвосту, лапам (ногам). Осязание растения начинается со знакомой части ( цветка – с его головки, ветки дерева – с листьев, овощей – с части, употребляемой в пищу ).
Восприятие незнакомых или малознакомых предметов нужно сопровождать словесным объяснением.
Если ребенок затрудняется в процессе обследования, то нужно взять его руки в свои и всю работу проделать совместно с ним.
Некоторые приемы обследования предметов:
- при сравнении предметов по высоте можно сверху на них класть ладони;
- для определения твердости материалов можно пользоваться нажатием на предмет первой фалангой большого пальца;
- при обследовании объемных предметов шарообразной формы производится обхватывающее, обволакивающее движения двумя руками;
- при определении фактуры можно использовать не только осязание, но и слух ( постучать по предмету пальцами, постучать обследуемым предметом по столу ).
Следует помнить, что дети с остаточным зрением часто при восприятии предметов опираются только на свое неполноценное зрение, вследствие чего получают неполноценную, неточную информацию. Поэтому у этих детей нужно развивать осязание так же, как и у тотально слепых.
Для закрепления осязательных представлений необходимо через некоторое время повторно предъявлять эти же предметы для обследования и опознания.
Важно проводить сравнение знакомого предмета с предметами, относящимися к одной и той же определенной группе.
Надо учить детей выделять в сравниваемых предметах сходства и различия, указывать и называть их.
В процессе осязательного обследования познаются различные свойства и признаки предметов: форма, величина, фактура, температурные изменения.
 
natali20Дата: Суббота, 29.09.2012, 18:41 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Эффективным средством совершенствования моторики и осязания являются различные упражнения и дидактические игры:
1. Предложить детям разложить в разные коробки смешанные вместе круги, квадраты;
2. Сортировать различные предметы: бусинки, камешки, ракушки, желуди и т.п. Сортировать можно и фишки различных мозаик, для чего надо смешать их, а затем разложить по величине и по форме;
3. Большие возможности для освоения навыков осязательного восприятия заключаются в игре «чудесный мешочек». Мешочек комплектуется небольшими предметами. В зависимости от дидактических задач игра может проводиться по-разному: ребенок может достать названный предмет или отобрать предметы по указанному признаку (по форме, материалу, величине…);
4. Для выработки умения различать с помощью осязания предметы, имеющие небольшую разницу по величине используются упражнения на собирание пирамидок, игры со вкладышами…
5. Игра «почтовый ящик». Методика проведения игры: обследуется ящик, в крышке которого имеются отверстия разной формы и величины. К ящику прилагается набор объемистых фигур. От ребенка требуется взять из набора фигуру, обследовать ее, затем найти в крышке ящика соответствующее по форме и величине отверстие и опустить в него фигуру.
6. Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое внимание знакомству и распознаванию поверхностей с различными фактурами: гладкие – шершавые – ворсистые и др. Для этого используются наборы тканей, различных сортов бумаги, наборы, включающие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы и др. материалов. Можно подобрать материалы со следующими свойствами: «мягкий – твердый – упругий» , «тяжелый – легкий», «холодный – теплый». Обследуемые материалы необходимо сочетать с характеристикой их фактуры (металл – гладкий и холодный, дерево – теплее и немного шероховатое и др.).
7. Развитию осязания способствуют игры типа: «где детки этой ветки?». Игра проводится в осеннее время, когда можно собирать плоды и листья деревьев ( ветки орешника и орехи, ветки дуба и желуди, ветки рябины и ее ягоды, ветки сосны и шишки, ветки калины и ее ягоды). Игра «что лишнее?» и др.
8. Определение породы деревьев по характеру коры ( бугристая, твердая кора с рытвинами у дуба; атласная, нежная – у березы и т.д.).
9. Важно проводить с детьми игры, направленные на анализ осязательных признаков: «Чем отличается резиновый мяч от клубка шерсти, стеклянного шарика..?», «что шероховато?», «что гладко?», «какой ковер?» и т.д.
При творческом подходе к работе со слепыми детьми предложенный перечень дидактических игр и упражнений может быть продолжен.
 
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 44. Содержание и методы кор. работы по развитию осязания
Страница 1 из 11
Поиск: