Пятница, 18.08.2017, 06:21
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 35. Методика обучения математике в школе III – IV вида.
35. Методика обучения математике в школе III – IV вида.
natali20Дата: Среда, 03.10.2012, 04:40 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Методика обучения математике в школе III – IV вида.

Программа школ слепых и слабовидящих предусматривает усвоение учащимися определенного объема математических знаний на том же уровне, что и в массовой школе. Основу методики обучения математике школьников с дефектами зрения составляет методика работы с нормально видящими. Вместе с тем особенности слепых и слабовидящих требуют разработки методических рекомендаций с учетом тяжести патологии зрения. Основная задача, которая ставится перед методикой математики в школах слепых и слабовидящих, заключается в разработке таких методических приемов, которые бы позволили сформировать математические знания на уровне программных требований и способствовали умственному развитию учащихся с тяжелыми нарушениями зрения.
Большое значение в использовании приемов работы, направленных на усвоение знаний, приобретает наглядность в связи с необходимостью накопления чувственных данных. Виды наглядных средств, приемы работы с ними определяются взаимосвязью предметного содержания формируемого знания и аномальных особенностей учащихся.
В связи с этим в работе уделяется большое внимание приемам использования имеющихся наглядных средств, изготовлению наглядных пособий, особенностям работы с наглядными средствами, обучению самостоятельному оперированию ими.
 
natali20Дата: Среда, 03.10.2012, 04:41 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Максимальная опора на наглядные средства необходима при изучении таких тем, как нумерация чисел в разных концентрах, арифметические действия, арифметические задачи. Способствуя формированию важнейших математических понятий, работа с наглядными средствами расширяет возможности учащихся с дефектами зрения в познании окружающего мира. В процессе оперирования различными объектами происходит развитие восприятия как зрительного, так осязательного, что является особенно важным для учащихся с тяжелыми нарушениями зрения. В то же время работа с наглядными пособиями способствует уточнению предметных и пространственных представлений, развитию зрительной и осязательной памяти.
Практика обучения показывает большие возможности младших слепых и слабовидящих учащихся в усвоении математических знаний, формировании качеств личности при условии правильного управления учебным процессом. Особое место в процессе достижения необходимых уровней математических знаний, развития свойств и качеств личности занимает коррекционная работа. При подготовке, проведении учебных занятий в связи с этим уделяется внимание коррекции деятельности, в ходе которой формируются знания, развивается личность школьников с различными нарушениями зрения. В системе математических знаний значительное место по праву занимают арифметические задачи. Основным препятствием успешного решения составных задач является неумение решить простые задачи, входящие в составные. В основу методики работы над задачами в специальной школе положена методика обучения решению простых задач нормально видящих. Однако, как показывает практика обучения, одним из основных затруднений в решении простых задач слепых и слабовидящих учащихся, является недостаток чувственного опыта. В связи с недостаточным развитием пространственной ориентировки, зрительного и осязательного восприятия значительную сложность в оперировании предметами испытывают тотально слепые и дети с низким остаточным зрением.
Преодоление трудностей достигается путем коррекции недостатков предметно-практической деятельности при широком использовании различных наглядных средств, в особенности на первых двух этапах работы над задачей – подготовительном и этапе ознакомления с решением.
Система подготовительных упражнений, различные операции над множествами, показ образца выполнения их каждому учащемуся, комментирование в процессе работы способствуют одновременно продвижению учащихся в развитии зрительного и осязательного восприятия, ориентировки, речи, мышления,
Хорошо организованная подготовительная работа к одному из видов задач значительно продвигает учащихся в развитии и оказывает положительное корригирующее влияние на выполнение практических упражнений, подготавливающих к задачам других видов. Во время подготовки уделяется внимание отдельным упражнениям, позволяющим внести в речь учащихся те или иные математические понятия, выражения, словосочетания, лежащие в основе выбора арифметического действия. Указанные упражнения значительно облегчают процесс ознакомления с решением задач, способствуют развитию математической речи слепых и слабовидящих учащихся, усвоению основных математических понятий.
Ознакомление с решением (следующий этап в работе над задачей) в классе слепых и слабовидящих также имеет некоторые специфические особенности, связанные с недостатком чувственного опыта, с отсутствием представления об объектах, о которых пойдет речь в задаче, с нечеткостью некоторых представлений. Организация ознакомления проходит при широкой опоре на наглядные средства. Для первых задач очень важен подбор самого содержания, обусловленный спецификой восприятия учащихся с полным отсутствием зрения или с его резким снижением, оказывающим отрицательное влияние на различные стороны восприятия объектов.
При ознакомлении большое значение придается организации показа образца иллюстрирования задачи, в зависимости от групповых и индивидуальных различий в зрительном и осязательном восприятии учащихся. Иллюстрация дает возможность произвести анализ задачи, установить связи между данными и искомым и понять, почему выбирается именно это, а не другое арифметическое действие. Образец иллюстрации является начальной ступенькой в обучении самостоятельному иллюстрированию задач данного вида. Важным является систематическое обучение учащихся с нарушенным зрением самостоятельному оперированию наглядными средствами при иллюстрировании простых задач.
На этапе формирования умения решать задачи отдельного вида большое значение придается выполнению различных упражнений в решении задач с предварительным иллюстрированием. Уделяется внимание обучению учащихся обосновывать выбор арифметического действия, что повышает уровень сформированности умения решать задачи, продвигает учащихся в развитии мышления, математической речи.
 
natali20Дата: Среда, 03.10.2012, 04:41 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
В процессе формирования умения решать задачи важное место занимают упражнения в сравнении задач. Особенно эффективным прием сравнения задач становится при рассмотрении пар задач, наиболее часто смешиваемых учащимися. Самостоятельное сравнение арифметических задач способствует развитию умения производить анализ задачи, внимательно вчитываться в нее, дифференцировать составные части, оказывать положительное влияние на уровень формирования умения решать задачи.
Обучение решению простых задач предоставляет большие возможности для развития познавательной деятельности и личности учащихся с различными нарушениями зрения.
В специальных школах на уроках математики следует широко использовать различные цветные объекты. Цвет зачастую несет определенную смысловую с точки зрения математики нагрузку. То обстоятельство, что в классе среди частично зрячих и слабовидящих находятся дети с расстройствами цветного зрения, заставляет строго продумывать в одном случае цветность объектов вообще, в другом – сочетание цветов в одновременном предъявлении. В противном случае слабовидящие и частично зрячие учащиеся с тяжелыми расстройствами зрения не смогут накопить необходимые наблюдения для соответствующих обобщений, не в состоянии будут понять конкретный смысл проводимых перед ними операций с частями множеств.
Требование дифференцированного и индивидуального подхода в обучении математике слепых и слабовидящих школьников не может быть осуществлено без решения вопроса о дифференцировании наглядных средств, обусловленном, с одной стороны, предметным содержанием и уровнем усвоения знаний и с другой – функциональным состоянием зрительного анализатора школьника. Особое внимание при осуществлении принципа наглядности на уроках математики в начальной специальной школе следует обратить на выполнение требования индивидуального подхода, основанного на глубоком знании учителем состояния зрительной функции того или иного ученика.
Изготовленные наглядные пособия должны отвечать определенным требованиям: научность содержания, соответствие учебной программе, аккуратность выполнения, удобство пользования. Исходя из данных о состоянии зрительных функций учащихся, практики обучения, передового опыта, к наглядным пособиям специальных школ предъявляются особые требования: учет состояния зрения того ученика, кому оно предназначено, увеличение размера демонстрационного пособия и его частей, увеличение контрастности очертаний, уменьшение временных интервалов повторения, предупреждающего распад представлений, организация сопоставления объектов при восприятии.
Демонстрационные пособия для слабовидящих должны быть крупными с четкими контурами, лишенными несущественных деталей. Перед тем, как дать изображение предмета для демонстрации слабовидящим необходимо темным фломастером усилить его контур. Размеры букв и цифр для наборного полотна должны быть не менее 12 см., толщина линии около 2 см. Цвета демонстрируемых объектов должны быть насыщенными, яркими, хорошо различимыми на расстоянии. Высота трафаретов различных предметов счета должна быть не менее 12-15 см. При выполнении аппликаций необходимо подбирать фон так, чтобы четко выделялся объект – на белом темные или на темном светлые. Наглядные пособия индивидуального пользования для слепых должны быть выполнены в цвете, вместе с плоским изображением дается рельефное. На рисунках и таблицах высота букв и цифр должна быть такой, чтобы могла быть воспринята учащимися с нарушенным зрением. Буквы и цифры должны быть при этом строгими, учителю в этом случае удобно иметь трафареты.
 
Форум » Test category » экзамен по тифлопедагогике » 35. Методика обучения математике в школе III – IV вида.
Страница 1 из 11
Поиск: