Вторник, 26.09.2017, 13:42
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Коррекционное занятие для обучающихся 1 -3 классов «Эталоны формы и цвета»

Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения и этапами работы. Обязательным условием при проведении занятий является соблюдение определенных принципов и требований:
-принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения программного материала.
-индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта у детей.
-интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия.
-активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т.е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка.

Цель: обучение видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, пространства, сенсорные эталоны плоскостных предметов и объемных тел, ориентировка на микроплоскости

Задачи:
Образовательные:
• учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному, контурному и зашумлённому изображению, по словесному описанию
• уметь определять, называть их сходство и различия, закрепить знания основных углов (острый, прямой, тупой)
• формировать представление детей о величине (большой, маленький) и основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый).
• расширять и закреплять представления о пространстве относительно себя и других предметов;
• упражнять детей в умении употреблять слова: «слева», «справа», «между», «под»;
• упражнять детей в подборе предметов по слову, обозначающему форму;
• упражнять в умении ориентироваться на фланелеграфе.
Коррекционные:
• мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения;
• развивать зрительное внимание, функции прослеживания, зрительно-моторную;
• учить понимать и называть направление движения в пространстве и соотносить его изображение на листе, фланелеграфе (схеме, рисунке).
• развивать зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, внимание, память в процессе зрительного поиска;
• развивать умение развернуто отвечать на вопросы (полными предложениями);
Воспитательные:
• воспитывать чувство успешности, желания доводить начатое дело до конца.
• закреплять умение слушать вопросы учителя, отвечать, не перебивая его;
• закреплять умение правильно сидеть за партой;
• воспитание чувства

Оборудование
Демонстрационный материал: игрушки: заяц, белка, лисица, медвежонок, неваляшка
Раздаточный материал: фланелеграф, модели шара, куба, цилиндра; пластилин; дощечки для лепки, краски, счетные палочки, «Волшебные мешочки» с набором объемных геометрических фигур

Ход занятия.
I. Ритуал приветствия: дети стоят по кругу парами, берутся за руки, смотрят партнеру в глаза и дарят ему, молча, самую добрую улыбку (каждый раз дети в парах меняются).

II.Основное содержание занятия
Итак, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну геометрических фигур. Ведь есть же страна сказок, страна чудес, кукляндия, выдумляндия, а мы остановимся в стране геометрических фигур.
Так вот, заспорили как то в этой стране геометрические фигуры: «Кто из них самый главный, самый важный, самый старший».
Подскажите, какие вы знаете геометрические фигуры?
- Дети называют (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат).
- Правильно, повторите, пожалуйста.
- Показываю поэтапно эти фигуры.
Так вот затеяли эти фигуры нешуточный спор. Эта фигура (держу в руке) говорит: «Я самая главная, если бы не я, то колеса у машины были бы не круглые, а квадратные, и как бы она тогда могла ездить, и солнце, и бублики были бы не закругленными, а некрасивыми, неизвестно какими (и так, о какой фигуре мы говорим?) Тут в спор вмешался овал (поднимите, пожалуйста, и покажите, у кого на столах есть овал).
- Правильно вы показали, ребята, вот овал думает, что он самая главная геометрическая фигура, и рассуждает так: «Вот если бы не я, какой бы формы были огурцы, у них были бы острые уголки, и мы не смогли бы их кушать, точно так же яйцо, сосиски и т.д.». Дальше спор продолжил квадрат.
- Нет, - сказал он, - не вы, а я самая главная геометрическая фигура, если не верите, посмотрите на кубики.
Так они спорили долго-долго, давайте им поможем и ответим, есть ли самые главные фигуры или все важны, все нужны. (Дети соглашаются). И так сейчас повторим: Я называю, а вы показываете, хорошо, молодцы. А теперь давайте поиграем в игру, мы понарошку накажем фигуры, за то, что они нескромно вели себя, и поставим их в угол, а углы мы найдем на нашей парте. Для начала поднимите правую руку, рабочую, покажите, где правый верхний угол – квадрат, правый верхний – овал, левый верхний – треугольник, левый нижний – круг. (Задание – расположить фигуры соответственно). Хорошо, молодцы, не будем долго держать в углу фигуры, простим их.
А сейчас проведем физминутку.
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Руки в замок на уровне груди, глаз, пояса – сопровождаем глазами (5 раз).
3. Поочередное доставание согнутым локтем поднятого колена крест накрест.
Достаточно, теперь переходим к другой игре, нам нужно построить, например, железную дорогу, строить будем из счетных палочек. И так, из чего состоит железная дорога – рельсы, шпалы…
Затем предлагается детям на время стать художниками, нарисовать картинки не с помощью красок, а при помощи геометрических фигур: из круга и овалов выложить ромашку, из квадрата и треугольника – домик, из треугольников и прямоугольника – кораблик и перечислить какого цвета фигуры.
Работа с раздаточным материалом.
Предлагаю детям все фигуры овальной формы положить на верхнюю полоску фланелеграфа.
Вопросы:
- Сколько всего фигур овальной формы?
- Какого они цвета?
- Какого размера?
- Почему фигуры разного цвета и размера вы поместили на верхнюю часть фланелеграфа?
Правильно. Все эти фигуры – овалы. Предлагаю обвести указательным пальцем все овалы, показать самый большой, положить фигуры в ряд от самой большой до самой маленькой.
Затем дети раскладывают в нижней части фланелеграфа все круги, начиная с самого маленького; выясняют, сколько их всего. Предложить детям сначала назвать по порядку сравнительный размер кругов, а потом – овалов (сравнивают количество разных фигур).
Предложить детям сначала сравнить шар и куб, затем – шар и цилиндр и куб. Каждую модель они разглядывают, обводят ее контур, потом выполняют различные действия; пробуют катать по столу, перекатывать из руки в руку, ставить в разных положениях, проверяя, какая фигура устойчивее, какая подвижнее. Затем задание для учащихся: вылепить из пластилина шар большого размера, чем шар – образец, куб меньшего размера, чем куб-образец, цилиндр равный образцу
Дидактическая игра «Что где находится?»
Детям предлагается ответить на вопросы: Кто стоит между зайцем и медвежонком? Между лисичкой и белочкой? Какая игрушка стоит слева от лисички? Справа от медвежонка? Какая игрушка выше? Ниже?
Дидактическая игра «Спрячь шар в ладошках»
Игровые действия: играть с шариками, прятать и находить их, угадывать какой шар – большой или маленький, какого цвета.
По предложению воспитателя дети берут из мешочка по одному шару, осматривают, ощупывают, показывают, называют, у кого какой по величине. Для уточнения величины дети 2-3 раза поднимают только большие шарики, потом – только маленькие. Педагог предлагает спрятать шарики в ладошках. «У всех шарики спрятались?» Нет. Почему? (Шарик большой, а кулачок маленький). Поменяйтесь шарами: у кого были большие, возьмите маленькие, и наоборот. Еще раз спрячем шарики в ладошках. И посмотрим, у кого спрятались, у кого нет. Спрячем шарики в мешочек, сначала все маленькие, а затем большие. (Дети называют, какой шар они кладут). Предлагаю Наташе найти в мешочке, не глядя, маленький (большой) шарик и сказать, какой он по величине (тоже не глядя). Покажи детям свой шарик. Правильно, ты сказала, что шарик маленький. А теперь встаньте в круг, уберите руки за спину. Я вам что-то дал. Угадайте и скажите, что я положила вам в руки? Только не подсматривайте. Правильно, шарики. Поднимите шары вверх. Вот сколько у вас шаров больших и маленьких. Какой шар у тебя? А у тебя? Ваши шарики разных цветов. Какого цвета шарик у тебя? А у тебя?
Поиграем с шариками по-другому. Красные шарики положим в красную коробку, зеленые – в зеленую, желтые – в желтую, синие – в синюю. Вот и закончилась наша игра. Давайте уберем шарики: маленькие в маленькую коробку, а большие в большую.
Лепка на тему: «Неваляшка»
Программной содержание: слепить неваляшку из нескольких частей, соблюдая пропорции – туловище больше, голова поменьше, руки маленькие (все части круглые). Совершенствовать приемы раскатывания куска пластилина круговыми движениями ладоней, развивать мелкую моторику пальцев рук. Вызвать интерес к лепке игрушки с натуры.
Показ игрушки в сочетании с чтением стихов:
Посмотри, как я румяна
Поиграй со мной, дружок!
Я кругла, смешна, упряма –
Не уложишь на бочек!
Анализ игрушки (строение, величина, форма).
Индивидуальная помощь детям, которые в чем-либо затрудняются. Просмотр работ, сравнение с игрушкой.
Сценка.
Закрепить знания о строительных деталях конструктора лучше в игровой форме. Например, приклеить к ним некоторые части – черты лица, ручки, ножки, на конус надеть бумажный кружочек (шляпу) и разыграть сценку:
Как-то Кубик в лес пошел,
Там Кирпичика нашел.
Взялись за руки детали,
По тропинке побежали.
А навстречу – скок-поскок –
Подбежал к друзьям Брусок.
И спросил Брусок:
- Детали, вы Цилиндра не видали?
Повернулся Куб бочком:
- Я с Цилиндром не знаком.
А Кирпичик удивился:
- Нам навстречу он катился!
Ну, пора теперь идти,
Нужно Призму нам найти:
Видел я ее: без дела
Она с Конусом сидела
У друзей Пластин в гостях
С фотографией в руках.
На фото (рисунке) изображены детали без оформления. Можно предложить учащимся «размножить фотографию» и тут же раздать детям.
(Фотоаппаратом служит обычная коробка с наклеенным объективом, а в коробочке рисунки). Дети рассматривают детали, сравнивают с оригиналом, запоминают названия, свойства.
Дидактическая игра «Найди и закрой»
Материал: набор «Геометрические фигуры».
Детям раздать карты с контурными изображениями фигур. Среди цветных фигур они подбирают те, которые соответствуют по форме образцам. Правила игры: брать сразу нужные фигуры. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее других закроет контурные изображения фигур.
Примерные упражнения:
Материал: палочки длиной 4 и 6 см (по 6 штук каждого размера).
Воспитатель демонстрирует треугольные рамки; спрашивает, какой они формы. Предлагает составить из длинных и коротких палочек треугольные рамки так, чтобы все они были разными. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько рамок и какой формы они составили, поскольку палочек разной длины для этого потребовалось. (Я составил три треугольные рамки: первую – из двух длинных палочек и одной короткой…)
Аналогичным образом дети составляют прямоугольные рамки.
Задания:
а) найти предмет, похожий на шар, куб, цилиндр и др.;
б) кто быстрее найдет круглый (квадратный) предмет;
в) кто быстрее назовет предмет указанной формы (детям предлагают называть круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные предметы, а также предметы, имеющие форму цилиндра и шара).
Игра «Что изменилось?»
Воспитатель (а со временем кто-либо из детей) прячет, меняет местами игрушки, вещи. Водящий рассказывает, где что лежит, что изменилось, как расставлены игрушки и т.п.

Игровое упражнение «Что изменилось?»

Материал: фланелеграф, орнамент, составленный из пяти фигур: посередине – треугольник, вверху – квадрат, внизу – прямоугольник, слева – овал, справа – круг.
Задание: Сегодня мы будем учиться рассматривать узор и запоминать, где какая фигура находится. Для этого нужно назвать их по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем те, что находятся вверху и внизу, и, наконец, слева и справа.
Ребенок по порядку показывает и называет фигуры и место их расположения. Другому ребенку предложить разместить фигуры по своему желанию, назвать объекты и рассказать об их местоположении. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а педагог меняет местами фигуры, учащийся определяет, что изменилось.

III. Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце»
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. (Хорошо, когда тебя любят.) Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт дружбу. ( Хорошо, когда с тобой дружат.) Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучики с добром, лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, ласку. Звёздочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем. Руки в стороны. Открываем глаза. Мы постарались в себе сотворить солнце, которое будет согревать нашу дружбу.

Категория: Мои статьи | Добавил: shingurnata (22.08.2017) | Автор: Наталья E
Просмотров: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]